Как определить основную мысль текста?

Содержание
  1. Как определить тему текста? Алгоритм выполнения упражнений. Примеры
  2. Определение
  3. “Вечные” темы
  4. Как определить тему текста за 5 минут
  5. Как определить основную мысль текста | Сделай все сам
  6. Инструкция
  7. Совет 2: Как определить основную мысль
  8. Совет 3: Как определить идею текста
  9. Определение темы и основной мысли текста
  10. Тема и основная мысль: связь и различие
  11. Тема
  12. Основная мысль
  13. Как определить тему текста
  14. Как выделить основную мысль
  15. Пошаговая инструкция
  16. Основная мысль текста. Как определить основную мысль текста
  17. Важность определения главной идеи
  18. Характерные примеры определения основного в тексте
  19. Равнение на автора
  20. Если тему задает сам автор
  21. От заголовка к тексту
  22. Читать и думать
  23. Что такое основная мысль текста и как ее определить :
  24. Что представляет собой текст
  25. Что такое связь предложений грамматически и по смыслу
  26. Виды смысловой связи предложений в тексте
  27. Тема и главная мысль текста
  28. Почему важно уметь извлекать главную мысль из произведений
  29. Как научиться выделять основную мысль

Как определить тему текста? Алгоритм выполнения упражнений. Примеры

Как определить основную мысль текста?

В тестах по русскому часто встречаются задания типа “Прочитайте текст. Определите его тему”. Казалось бы, проще некуда, но почему-то именно на таких элементарных вопросах “спотыкаются” многие выпускники при сдаче ЕГЭ и даже студенты вузов.

Определение

Для того чтобы понять, как определить тему текста, прежде всего нужно выяснить, что это такое. Определения из учебников, как правило, сформулированы слишком заумно, а ведь всё чрезвычайно просто.

Тема- это то, о чём или о ком говорится в тексте. Это может быть что угодно — от принципа работы двигателя внутреннего сгорания до жизнеописания А. С. Пушкина.

Попробуем попрактиковаться. Подумайте, как можно кратко сформулировать темы известных произведений? Приведём несколько примеров:

  • Л. Н. Толстой, “Анна Каренина” — история любви замужней дворянки и молодого офицера Вронского.
  • Г. Троепольский, “Белый Бим Чёрное ухо” — жизнь глазами собаки, которая потеряла любящего хозяина.
  • М. А. Булгаков, “Собачье сердце”— опыт профессора Преображенского по пересадке гипофиза человека собаке и его последствия.
  • А. Грин, “Алые паруса”- жизнь девушки Ассоль, живущей в ожидании принца, который, согласно предсказанию, должен приплыть к ней на корабле с алыми парусами.
  • А. Дюма, “Три мушкетёра” — приключения трёх мушкетёров и д’Артаньяна, прибывшего в Париж, чтобы вступить в ряды элитной королевской гвардии.

Как видите, если хотя бы примерно знать, о чём идёт речь в книге или статье, проблем с тем, как определить тему текста, не возникнет. К тому же часто ответ находится прямо в названии (например, “Война и мир”, “Три товарища”, “Ромео и Джульетта”, “Приключения Тома Сойера”).

А вот теперь мы подобрались к самому сложному моменту. Как определить тему текста, интуитивно понимает даже ребёнок, тогда откуда берётся путаница? Дело в том, что в литературе также существуют понятия “основная мысль” и “проблема текста”, очень похожие по смыслу. К тому же в повседневной жизни мы часто используем их как синонимы.

Как перестать путать эти понятия? Забываем длинные и запутанные формулировки из учебников и попробуем вникнуть в смысл данных терминов.

мысль (идея) текста — это то, о чём автор хочет сказать читателю. Чтобы передать свои мысли и чувства, подвести к определённым выводам, он использует характеры персонажей, различные описания и художественные приёмы. Идея — это то, что побуждает писателя взяться за перо, глубинный мотив любого произведения. То есть то, как он прочувствовал и понял тему.
Проблема текста — это сложный вопрос, не имеющий однозначного решения. Автор отстаивает своё мнение о том, что правильно, а что нет (оно выражено основной мыслью), и как бы предлагает поразмыслить читателю. Именно это глубокое противоречие лежит в основе всех конфликтов и столкновений в произведении.

На самом деле запомнить, в чём разница между темой, основной идеей и проблемой текста, довольно легко. Для удобства мы оформили основные моменты в виде таблицы.

Тема Идея (основная мысль) Проблема
Суть Что описывается в тексте (события, люди, явления и т. д.) Цели и личное мнение автора – то, к чему он пытается подвести читателя Глобальный вопрос, о котором рассуждает автор
На какие вопросы отвечает О чём рассказывается в произведении? Что я чувствую в этот момент? О каких масштабных проблемах заставляет задуматься текст?
Кто является главным героем? Как должен поступить в этом случае хороший человек? Почему герои оказались в такой ситуации?
Где и когда происходят события? Какие выводы нужно сделать из этой ситуации? На что нужно обратить внимание современному обществу?
Особенности “Репортаж” о событиях произведения, описание места, героев, их мыслей и чувств Личное мнение писателя, его отношение к персонажам и событиям Есть как минимум две стороны медали, и каждое мнение заслуживает право на существование
Не содержит субъективных оценок Может содержать оценки хорошо/плохо, правильно/неправильно Не привязана к сюжету и героям, затрагивает глобальные конфликты – религиозные, политические, социальные
Перечисляет факты — кто, что и почему сделал Демонстрирует позицию автора касательно проблемы текста – в чём причина, как это влияет на общество и т. д. Выражена в форме вопроса
Примеры Прогулка по Санкт-Петербургу Петербург – город, где оживают страницы старинных романов, а у каждой улицы есть своя история Почему нужно учиться замечать прекрасное вокруг себя?
Спасение бездомного щенка Заботясь о братьях меньших, человек проявляет свои лучшие качества – умение сопереживать, доброту и ответственность Кто виноват в том, что на улицах столько бездомных животных?
Важность правильного питания Для здоровья человека важно, чтобы в рационе присутствовали продукты всех групп – мясо, рыба, овощи, фрукты, молочные продукты и злаки Можно ли в современном мире вести здоровый образ жизни?

“Вечные” темы

Люди всегда пишут о том, что происходит вокруг них, поэтому у каждого исторического периода есть свои характерные темы. Так, сейчас мало кто возьмётся описывать события Октябрьской революции или тяготы жизни крепостных.

Однако говоря о том, как определить основную тему текста, нужно отметить, что есть так называемые “вечные” темы — те, в которых во все времена читатели будут узнавать свои переживания и проблемы:

  • любовь, зарождение нежных чувств и горечь расставания;
  • отцы и дети (столкновение ценностей и взглядов разных поколений);
  • противостояние добра и зла;
  • дружба и предательство;
  • взросление и становление личности — как жизненные обстоятельства меняют характер и взгляды.

Эти темы так или иначе прослеживаются практически во всех художественных текстах. Поэтому, выполняя анализ, подумайте о том, какие общечеловеческие ценности и проблемы затрагивает автор.

Как определить тему текста за 5 минут

1. Перечитайте заголовок. В нём могут содержаться подсказки, которые помогут понять, о чём пойдёт речь в тексте. Особенно это касается небольших рассказов и статей, в которых автор сразу переходит к сути. При этом помните, что заголовки могут быть ассоциативными, метафорическими или парадоксальными.

2. Изучите текст.Мысленно выделите для себя основные смысловые блоки и определите, как они связаны между собой (во времени, логически и т. д.). Для удобства можно набросать небольшой план.

3. Выпишите ключевые предложения. В каждом абзаце выделите фразу, которая содержит в себе максимум полезной, необходимой для понимания материала информации.

4. Сократите. Теперь ваша задача — “выкинуть” из этих предложений всё лишнее. Художественные приёмы, дополнительные подробности, сложные обороты, действия. В результате должны остаться только основные ключевые слова и словосочетания.

5. Распределите словосочетания по значимости. Чтобы определить основную тему текста, нужно выписать их в столбик в порядке убывания значимости. То есть в первую очередь пишем те слова и фразы, без чего невозможно понять, о чём говорится в тексте.

6. Сформулируйте тему. За основу берём ключевые слова, которые мы собрали на предыдущем этапе. В отличие от идеи, тема должна быть предельно лаконичной. Не растягивайте её до полноценного предложения — в идеале постарайтесь вложиться в 5-6 слов (например, “Как научиться прощать” или “Целительная сила классической музыки”).

Источник: http://fb.ru/article/304057/kak-opredelit-temu-teksta-algoritm-vyipolneniya-uprajneniy-primeryi

Как определить основную мысль текста | Сделай все сам

Как определить основную мысль текста?

admin · 17.05.2017

Знание определять основную мысль текста относится к числу главных учебных знаний. Чай от него зависит скорость понимания и качество усвоения текста. Все вырастающий объем информации принуждает трудиться с текстами не только школьников и студентов, но и взрослых людей.

Знание стремительно выделить основную мысль дозволит всем снизить затраты времени на чтение, и увеличит объем обрабатываемых (читаемых) текстов, а, следственно, облегчит работу.

Для этого потребуется вовсе немножко – запомнить несколько типовых вопросов, которыми надобно задаваться, читая текст по абзацам.

Инструкция

1. Определите тему текста, отвечая на вопрос: «Что волнует автора текста?» Результат на данный вопрос приходит легко, как само собой разумеющееся, исключительно, если тема отражена в заголовке прямо.

Когда же наименование использует метафору, определяйте тему, читая текст по абзацам.

Исходите из того, что тема — это обозначение предмета речи (о чем говорится в тексте, о каких жизненных явлениях, вопросах), а основная мысль – это отношение автора к предмету речи, его оценка изображаемого.

2.

Определите, какую задачу ставит автор текста. Задайтесь вопросом, что хотел сказать автор по выбранной теме? Хотел ли он передать информацию, выразить свое отношение к загвоздке либо акцентировать внимание на злободневной задаче.

3. Обратите внимание, в чем своеобразие авторского воспринятия? Каким образом автор выражает оценку предметам либо явлениям, привлекшим его внимание? Освещение круга задач с авторской позиции и есть основная цель и идея текста.

4. Ответьте на вопрос, отчего автор считает именно так? Какие доводы приводит автор в обоснование своей позиции? Читая текст, обращайте внимание на основные слова в предложениях.

Рассматривая, что тексты пишут с применением разных приемов убеждения, гиперболизирования, либо художественных приемов создания яркости и образности текста, дозволено отделить второстепенные слова от основных, несущих смысловую нагрузку.

Тем самым упрощается выделение стержневой мысли.

5. Наконец, определите какие итоги делает автор? Основная мысль в тексте может быть оформлена как некоторый авторский итог, к которому автор подводит и читателя.

При результатах на вопросы опирайтесь на те речевые средства, которые использует сам автор. Напротив говоря, цитируйте, если вы исполняете учебную либо аналитическую работу, это дозволит вам не быть голословными.

И напротив, формулируйте основную мысль своими словами – для себя, для убыстрения собственного понимания и запоминания текста.

Совет 2: Как определить основную мысль

Определение стержневой мысли — одно из базовых заданий при работе с текстом. Если вы сумели определить основную мысль верно, это значит, что вы осознали текст. Основную мысль дозволено определить «по вдохновению», некоторым шестым чувством, которое есть вдалеке не у всех людей. Но дозволено гораздо облегчить себе работу.

Совет 3: Как определить идею текста

Идею текста довольно легко определить позже того, как вы прочитаете либо прослушаете текст. Либо перед написанием собственной работы на заданную тему. Несколько примитивных рекомендаций помогут вам без задач совладать с заданием.

Определение темы и основной мысли текста

Как определить основную мысль текста?

Понятие текста весьма расплывчато. Обычно его определяют как несколько предложений, связанных по смыслу.

При этом бывают тексты, состоящие всего из одного предложения, а бывает так, что границы трудно определить: например, в интернете часто можно видеть в одном тексте ссылку на другой или на несколько других, а те, в свою очередь, тоже связаны с другими текстами.

Получается бесконечный лабиринт текстовых массивов, в каком-то смысле являющих собой единое целое, называемое гипертекстом. Тот же принцип можно проследить и в обычных бумажных книгах — словарях и энциклопедиях. В гипертексте заключено множество самых разных тем и мыслей.

Рассмотрим текст в его обычном, самом распространённом понимании — как совокупность нескольких предложений, связанных между собой по смыслу, — и попробуем ответить на вопрос: как определить тему и основную мысль текста?

Тема и основная мысль: связь и различие

С определением темы, как правило, проблем не возникает: она лежит на поверхности. А вот главная мысль, заложенная автором, не всегда очевидна.

Эти два понятия образуют два разных уровня понимания текста: они оба определяют его содержание, но если тема обозначает проблему, то идея ее или развивает и подводит читателя к логическому выводу, или оставляет вопрос открытым, оставляя поле для обсуждения.

Тема

В любом законченном текстовом материале все предложения объединены общей темой. Единство обеспечивает его целостность, независимо от количества частей, на которые он может делиться. Тема задает содержание материала, при этом она может распадаться на ряд микротем, подчиненных ей, раскрывающих ее с разных сторон.

Основная мысль

Здесь речь идет об авторском послании, заключенном в тексте и лежащем в его основе.

Если тема сама по себе не выражает отношения автора к рассматриваемому вопросу, а просто обозначает область этого вопроса, то основной замысел уже передает авторскую оценку, его видение проблемы.

Не всегда главная мысль очевидна и однозначна: все зависит от того, как автор ее выражает, какие использует при этом языковые средства.

Например, в художественной литературе авторскую точку зрения может высказать один из персонажей, причем персонаж этот не обязательно главный.

Часто бывает так, что сама идея вообще не выражена конкретно — в таких случаях читатель либо полагается на собственное восприятие и делает выводы самостоятельно, либо прибегает к дополнительным источникам информации.

Идея, не выраженная однозначно, превращается в образную мысль эмоционально-обобщенного характера, что лишь приблизительно позволяет сформулировать ее в качестве отвлеченного суждения. Именно в таких случаях возникают различные и даже противоположные друг другу интерпретации материала.

Как определить тему текста

Определить тему — значит уяснить, о чем или о ком данный текст. Любой текстовый анализ, в том числе и определение темы, нужно начинать с его прочтения.

Вот несколько подсказок, по которым можно определить тему:

  1. Заголовок. Очень часто он отражает тему и содержание всего текста, особенно если это информационная, публицистическая или научная статья. Бывает, что он заключает в себе и основную идею, но к этому мы вернемся позже. Что касается художественных текстов, то их названия, на первый взгляд, бывают очень далеки и от темы, и от идеи, и лишь после вдумчивого прочтения и глубокого анализа можно установить эту связь.
  2. Подзаголовки. Они обычно отделяют друг от друга текстовые фрагменты, посвященные микротемам; при наличии подзаголовков, как правило, определить тему достаточно просто.
  3. Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Любая тема имеет в своем арсенале определенный набор слов, характерных именно для нее. Это могут быть различные термины, например, медицинские, строительные, музыкальные и так далее. По ключевым словам легко определить тему информационных, публицистических или научных статей, но что касается художественных текстов — это удается не всегда, в таких случаях необходимо ознакомиться с содержанием.

Как выделить основную мысль

При работе с любой литературой очень важно уметь самостоятельно выделять одну или несколько основных идей, это помогает составить сжатое изложение текста и способствует лучшему усвоению информации.

Существует несколько инструментов и приемов, помогающих это сделать:

  1. Следование логической нити. Вдумчивое чтение материала позволит выстроить тема-рематическую цепь, вместе с автором проследить за развитием логики повествования. Поясним термины: тема — это то, что уже известно, а рема — это новая информация. Часто такое изучение логического развития текста — чередования тем и рем — подсказывает его основной смысл.
  2. Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Как и в случае с определением темы, здесь могут помочь ключевые слова и словосочетания, несущие важную смысловую нагрузку.
  3. Подзаголовки и абзацы. Чтение подзаголовков часто само по себе позволяет выстроить логическую цепочку, расшифровать авторскую задумку. Наряду с подзаголовками в текстовом материале встречается деление на абзацы, помогающее разграничить смысловые части, выделить то, что автор считает нужным особо подчеркнуть.
  4. Связь с темой. Определение темы всегда предшествует выделению основной идеи текста, являясь первым этапом его понимания. Уловив общую тематику и то, как именно раскрывает ее автор, можно установить основную мысль — своеобразный сплав темы с идеей. Только в таком неразрывном сочетании этих двух составляющих и возможна реализация авторского замысла, формирование авторской оценки.
  5. Анализ и синтез. Любой материал становится понятнее, если при его исследовании суметь соединить изучение отдельных деталей с оценкой общего плана, охватывающей объект целиком. Сочетание анализа и синтеза — необходимый этап, подводящий к итогам исследования материала.

Пошаговая инструкция

При определении темы и основной мысли следуйте таким правилам:

  1. Внимательно прочитайте весь текст, обращая внимание на его заголовок, подзаголовки и абзацы, отмечая ключевые слова.
  2. Постарайтесь ответить на вопрос: что интересует автора рассматриваемого текста? Что для него наиболее важно? Предмет изучения часто выносится в заголовок, но следует помнить, что заголовки не всегда прямо указывают на предмет, а бывают и метафорическими, и ассоциативными, и даже парадоксальными. Поэтому не стоит опираться исключительно на смысл заголовка, выделяя основную мысль.
  3. Определите задачу, которую поставил себе автор при написании текста. Попробуйте понять, что стремится донести автор до читателя. Вот несколько вариантов:

    • автор хочет заострить внимание аудитории на актуальной проблеме;
    • автор выражает своё субъективное отношение к вопросу;
    • автор даёт описание какому-то событию, представляя вниманию читателя конкретную информацию.
  4. Подумайте, каковы отличительные черты авторского восприятия? С какой стороны освещаются проблемы? Какая позиция отличает авторскую точку зрения? Какую оценку дает автор событиям, явлениям, предметам? Ответы на эти вопросы помогут сформировать общую идею текста, а также цель повествования.
  5. Определившись с авторской позицией, предположите, почему она именно такова? Какие приводятся аргументы, факты, доказательства, подкрепляющие ее? На чем основана такая оценка?
  6. Отметьте языковые средства, призванные удержать внимание, заинтересовать читателя, убедить его в правильности суждений автора. В зависимости от стиля, в котором подается материал, в тексте возможно наличие экспрессивных выражений и различных тропов, способствующих выражению отношения автора к предмету или явлению.
  7. Проанализируйте авторские выводы. Они могут быть сформулированы в конкретной фразе или фразах, обычно в самом конце, реже — в начале повествования. мысль может и не быть четко сформулирована, но цель всего текста — подвести к этой мысли читателя, поэтому попробуйте сделать самостоятельный вывод, достроив последнее звено логической цепи. При этом желательно держаться в рамках общего стиля и использовать те же речевые приёмы, которые применял автор в своей работе.

В последнем пункте могут быть варианты в зависимости от того, какова цель выявления основной мысли.

Если требуется анализ текста в рамках учебной программы, то выводы нужно стараться формулировать так, как это сделал бы сам автор.

Если же вам необходимо составить конспект для собственных целей, лучше записать суть материала своими словами, которые впоследствии помогут быстро восстановить в памяти прочитанное.

В нашем видео вы найдете подробный мастер-класс по определению основной мысли текста.

Источник: https://LivePosts.ru/articles/education-articles/books-education-articles/opredelenie-temy-i-osnovnoj-mysli-teksta

Основная мысль текста. Как определить основную мысль текста

Как определить основную мысль текста?
Искусство и развлечения 15 апреля 2014

Изучая текст, будь то художественный роман, научная диссертация, памфлет, стихотворение, анекдот, первое, чем задается читатель, перебирая слова и предложения, – о чем здесь написано, что хотел выразить автор набором именно этих слов? Когда сочинителю удалось полностью раскрыть свой замысел, понять его нетрудно, основная мысль текста понятна уже в процессе чтения, и лейтмотивом проходит через все повествование. Но когда идея сама по себе эфемерна, да еще выражена не буквально, а метафорами, образным описанием, понять автора бывает довольно трудно. Каждый читатель увидит в главной идее текста что-то свое, близкое, в зависимости от его мировоззрения, уровня интеллекта, социального положения в обществе. И весьма вероятно, что узнанное и понятое читателем будет далеким от такого понятия, как основная мысль текста, которую пытался вложить в произведение сам автор.

Важность определения главной идеи

В большинстве случаев общее впечатление складывается еще до того, когда прочитана последняя фраза, а высокие идеи сочинителя, с которыми он принимался за работу, остаются непонятыми или до конца непознанными. В этом случае обывателю очень трудно понять восторги своих приятелей или положительные рецензии уважаемых экспертов на это произведение.

Недоумение по поводу того, что кто-то в нем нашел что-то особенное, а кто-то нет, способно в лучшем случае озадачить, в худшем – сформировать некий комплекс неполноценности. Последнее касается особо впечатлительных читателей, а таких немало. На произведения, вызвавшие полярные отзывы, стоит обратить особое внимание и понять, чем эти впечатления вызваны.

Необходимо определить основную мысль текста.

Какэто сделать? Для начала следует ответить на несколько вопросов: «Что хотел выразить и донести до читателя автор в своем произведении, что заставило его взяться за перо?» Определить задачи, которые ставил перед собой писатель, журналист или публицист, можно, опираясь на сопоставление времени написания текста и времени, куда перенес автор события, в нем описанные.

Характерные примеры определения основного в тексте

Довольно характерным примером этого метода познания является бессмертное и гениальное произведение Михаила Булгакова «Собачье сердце». В каждом предложении, цельном отрывке – аллегорическое отношение писателя на происходящие в стране события после революции 1917 года.

Здесь тема и главная мысль текста завуалированы под неправдоподобное превращение одной живой особи в другую под воздействием вмешательства внешних факторов. Отношение Булгакова к глобальным преобразованиям в государстве и умах его граждан выражены как нельзя более точно и откровенно.

Он донес до читателя свою позицию через стилистическую подачу текста, освещение всего круга проблем, возникших в стране на тот период, на примере частной жизни обитателей отдельно взятой квартиры и их отношениях с окружающими.

Сопоставив важные и второстепенные события, описанные в повести и происходящие в стране, понять, как найти основную мысль текста можно через изложение этих событий автором.

Равнение на автора

Кроме приведенного примера по определению главной идеи в произведении, существует несколько способов общего характера, без привязки к конкретному автору и его работе. Самый обычный – внимательное прочтение текста и выделение нескольких главных ассоциаций, возникших в процессе чтения.

Если с первого раза удалось понять автора и то, о чем он пишет, спешить с утверждением, что основная мысль текста найдена, не стоит. Лучше одним-двумя предложениями передать свое понимание темы, а затем перечитать произведение еще раз.

Если убежденность, что с первого раза все было понято правильно, утвердится, значит, основная мысль текста изложена доходчиво и с идеальной подачей.

Но если при каждом последующем прочтении будут возникать все новые и новые ассоциации, следует попытаться более глубоко проникнуть в изложенное и попутно ознакомиться с рецензиями на это произведение автора. Вполне вероятно, что кроме него самого, никто больше ничего и не понял. А в этом случае выбрать метод, как найти основную мысль текста, бывает невозможно.

К счастью, произведений для широкой публики, не поддающихся анализу и разумному восприятию, крайне мало, и подобные трудности могут возникнуть при ознакомлении с темами узкого специфического характера, но они, как правило, вызывают интерес у определенного круга читателей, образ мыслей и жизни которых близки главной теме этих произведений.

Если тему задает сам автор

Итак, вернемся к общему правилу определения основной мысли текста. Перечитав произведение два-три раза, если возможность, желание и необходимость этого требуют, важно точно понять, о чем в нем идет речь и пересказать его суть.

Иногда главное в тексте скрыто наслоением чрезмерно пышных и цветистых фраз, все зависит от стиля подачи темы автором.

Но если удалось сформулировать главное одной короткой и лаконичной фразой, значит, автору удалось донести до читателя свое отношение к описываемым событиям или героям.

От заголовка к тексту

Иногда главная мысль произведения заложена в его оглавлении. Встречается это довольно часто. Порой название является ключом ко всему произведению, и в этом случае метод, как определить основную мысль текста,заключается в выражении развернутой авторской позиции.

Например, тема романа Николая Чернышевского «Что делать?» определяется прямым ответом на поставленный вопрос в его оглавлении или в характерных главах, описывающих сны Веры Павловны. В названии романа вопросительный знак в конце словосочетания и есть ключ к поиску основной мысли.

Если в названии текста есть собственные имена, отношение к ним, сложившееся после прочтения, – тоже ключи определения главного в изложенном.

Читать и думать

И напоследок, еще один характерный способ того, как определить основную мысль текста.Для этого необходимо понять, какие выводы из того, о чем шло повествование, делает сам автор.

Это может быть оформлено как некий итог, к которому автор вел читателя, и в конце произведения несколькими фразами подвел черту под своей идеей.

На примере морали в баснях видно, что в подобных случаях главная мысль определена самим автором, а читателю остается либо согласиться с нею, либо нет.

Источник: .ru Бизнес
Как определить спелость арбуза: основные способы

К сожалению, в последние годы люди стали все меньше любить арбузы. И связано это не с тем, что кому-то перестает нравиться вкус темно-красной мякоти с чудесным ароматом, а с тем, что шансы приобрести хороший и спелый …

Бизнес
Как определить рентабельность основной деятельности и другие показатели эффективности?

Пожалуй, затруднительно будет найти такое предприятие, которое не было организовано в целях получения наибольшей прибыли. Тем не менее далеко не каждое из них в действительности эту прибыль приносит. Если предприятие …

Домашний уют
Глубина заложения ленточного фундамента: основные положения. Как определить глубину ленточного фундамента

Основа любого здания – это фундамент. С него начинаются строительные работы. Ленточный фундамент нашел широкое применение в строительстве частных домов и промышленных сооружений. Его подводят под конструкции с т…

Духовное развитие
Выражение глаз: как определить мысли собеседника?

Выражение глаз… Что может скрываться в их глубинах? Недаром говорят, что чужая душа – потемки. С другой стороны, глаза – зеркало души. Так давайте научимся внимательно всматриваться в это зеркало и понимать, что у о…

Закон
Как определить обособленное дополнение в тексте

Правила русского языка сложны и не всегда понятны большинству людей. Недаром пунктуация является одним из самых труднопреодолимых барьеров. Некоторые люди, дожив до преклонных лет, не знают, где нужно ставить запятые….

Компьютеры
Работа с текстом. Как определить кодировку файла

Давайте узнаем, что такое кодировка файла. Говоря проще, кодировкой считается набор байтовых символов, который соответствует буквенному алфавиту в определенном языке. Для каждого языка существует своя определенная пос…

Образование
Как определить тему текста? Алгоритм выполнения упражнений. Примеры

В тестах по русскому часто встречаются задания типа “Прочитайте текст. Определите его тему”. Казалось бы, проще некуда, но почему-то именно на таких элементарных вопросах “спотыкаются” многие выпускники при сдаче ЕГЭ …

Образование
Жанры текста. Как определить жанр текста? Примеры жанров текста в русском языке

Мы сталкиваемся с разнообразными текстами каждый день: некоторые «призывают» нас что-то приобрести (рекламные логунги), другие рассказывают увлекательную историю (художественная литература), третьими мы по…

Автомобили
Признаки неисправности подушек двигателя, как определить неисправность

Чтобы автомобиль пришел в движение, ему нужен двигатель. Данный агрегат устанавливается в передней части кузова (в большинстве случаев). Крепится он на подрамник либо на лонжероны. Однако вибрации, что отдает двигател…

Автомобили
Минимальная толщина тормозных колодок. Как определить износ тормозных колодок

За безопасное торможение автомобиля отвечает тормозная система. От её исправности зависит эффективность и скорость остановки. Количество механизмов в тормозах достаточно большое, и все они должны работать как часы, ве…

Источник: http://monateka.com/article/131526/

Что такое основная мысль текста и как ее определить :

Как определить основную мысль текста?

Чаще всего на уроках литературы, но порой и на русском языке встречаются задания, в которых учитель требует, чтобы ученики определили главную или основную мысль произведения.

Однако для нахождения правильного ответа, а соответственно, и получения хорошей оценки, ребята должны понимать, в чем заключается это задание. То есть что подразумевается под главной идеей произведения или его отдельного предложения.

Чтобы разобраться в этом вопросе максимально тщательно, прочтите статью. И вы узнаете, что такое основная мысль текста.

Что представляет собой текст

Совсем не обязательно текст должен быть объемным и состоять из нескольких простых, сложноподчиненных или сложносочиненных предложений. Существуют даже литературные произведения, в составе которых лишь одно емкое и понятное предложение.

Да и оно само далеко не всегда представляет собой длинную конструкцию. Частенько в речи или на письме можно встретить такой ее вид, где вся необходимая информация будет передана единственным словом.

Тем не менее в каком виде ни был бы представлен рассказ, стихотворение или повседневный диалог, в нем непременно присутствует основная мысль текста.

Что такое связь предложений грамматически и по смыслу

В большинстве случаев мы сталкиваемся с текстами, в состав которых входит не одно, а целая группа предложений. Главное условие составления полноценного, логического, содержательного и интересного текста — это обязательная связь этих предложений грамматически и по смыслу:

  1. Грамматическая связь подразумевает зависимость форм слов текущего предложения с теми, что использовались в предыдущем и последующем. То есть предложения должны быть согласованы, как бы вытекать одно из другого.

  2. Связь предложений по смыслу означает, что весь текст связывают предложения и основная мысль (общая для всего текста), которая прослеживается в каждом из них.

Виды смысловой связи предложений в тексте

Итак, мы выяснили, что предложения должны быть связаны грамматически и по смыслу. Однако смысловую связь необходимо выстроить грамотно и логически. Для этого важно выучить следующую классификацию связи предложений в тексте или речи:

  1. Цепная — особенность построения текста в том, что каждое последующее предложение подробнее раскрывает содержание текущего. Например: Бурый медведь обитает в лесу. Лес — это то место, где эти животные сооружают себе берлоги, охотятся, выводят потомство. Медвежата с ранних лет учатся добывать себе еду, в этом им помогает мама медведица.

  2. Параллельная — характер данной связи иной, он подразумевает равноправие предложений (перечисление, сопоставление, противопоставление), а не «цепляние» одного за другое. Например: На улице стояла отличная погода, шел снег.

    Мы с Васькой решили встретиться и отправиться кататься на санках с горы. Только когда мы с трудом забрались на вершину, и я уже готовился наперегонки съехать вниз, друг струсил. Затея провалилась, а настроение было испорчено.

Таким образом, для того чтобы понять, что такое основная мысль текста, следует вникать в содержание и производить мысленный анализ каждого предложения.

Тема и главная мысль текста

Органично вписать предложения в текст помогают дополнительные части речи. Например, можно использовать союзы, частицы, вводные слова, местоимения и т. п. Ведь именно они придают живость, яркость и насыщенность сухой констатации фактов.

Правильное (по смыслу и грамматически) построение предложений как раз и служит для формирования главной мысли и, следовательно, темы текста.

Тема — это направленность произведения, проблема, что поднимается в нем, его суть. Она определяет, каково повествование, содержание текста. Нередко выражена непосредственно в заголовке.

Основная (главная) мысль — посыл автора к читателям, того, что он хотел передать людям, миру с помощью своего произведения. Может выражаться в заголовке или в одном из предложений текста, но чаще ее необходимо «выудить» самостоятельно, внимательно прочитав весь текст.

Почему важно уметь извлекать главную мысль из произведений

Помните присказку, которая звучала в известном произведении Александра Сергеевича Пушкина, что ваши родители и бабушки с дедушками наверняка читали вам в детстве? Если нет, то вот какова она: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».

Позже это выражение стало крылатой фразой, относящейся практически ко всем детским историям, описанным в книжках. Да и ко многим взрослым произведениям тоже. Ведь «урок» — это совокупность темы и главной мысли любого произведения. То, что оказывает на нас определенное воспитательное влияние.

Однако чтобы уловить этот самый намек, следует разобраться, что предполагает основная мысль сказки. Иначе говоря, научиться самостоятельному определению темы и главной мысли текста.

Как научиться выделять основную мысль

Для того чтобы правильно выявить идею произведения, следует помнить о следующих аспектах, которыми важно руководствоваться при чтении любого текста:

  1. Следить за течением повествования, развитием событий и логики.

  2. Обращать внимания на заголовки (они могут быть метафорическими или ассоциативными) и ключевые слова, которые на протяжении текста чередуются синонимами.

  3. По мере чтения анализируйте, что является важным для автора, на какие моменты он делает больший акцент.

  4. Определив главную мысль или позицию автора, найдите в тексте, какие доказательства он приводит, чем объясняет свою точку зрения.

  5. После прочтения произведения попытайтесь привести из текста или сформулировать самостоятельно вывод повествования.

Помните: понять, что такое основная мысль текста, поможет соблюдение вышеописанных критериев оценки, а также сочетание синтеза и анализа как всего текста, так и отдельных его деталей.

Источник: http://ashanet.ru/article/368256/chto-takoe-osnovnaya-myisl-teksta-i-kak-ee-opredelit

Как там быть
Добавить комментарий