Как определить падеж существительного?

Содержание

Как определить падеж у существительного? Определить род, число, падеж существительных

Как определить падеж существительного?
Образование 11 апреля 2016

Еще в начальных классах школьников обучают тому, как определить падеж у существительного. К сожалению, далеко не сразу всем это удается. Необходимо владеть достаточно большим объемом информации, чтобы выполнить это задание без труда.

Существительное как часть речи

Каждый из нас знаком с именем существительным. Мы, не задумываясь, используем его ежедневно в нашей речи. А теперь представим, что этой части речи больше нет. Попробуйте рассказать о каком-либо событии без его помощи.

Вряд ли это удастся сделать, поскольку им.сущ. дает название всем предметам и явлениям, которые есть в нашей жизни. Все, что мы видим вокруг и о чем рассказываем, не обходится без него.

А потому основной его функцией считается номинативная, то есть давать наименования всем предметам.

Называя друг друга по имени, мы тоже не обходимся без существительного. Владея родным языком в совершенстве, мы правильно ставим эту часть речи в необходимую форму. Определить с научной точки зрения, какой падеж и число употреблены в слове, мы попытаемся в нашей статье.

Склонение

Прежде чем узнать, как определить падеж у существительного, необходимо разобраться в том, что такое склонение. Само по себе это слово имеет значение «изменение». То есть склонять – это значит менять им.сущ. по числам и падежам.

В русском языке выделяют несколько типов склонения.

К первому относят слова, которые оканчиваются на –а или –я. Они обязательно должны быть в форме мужского или женского рода. Например: машина, дядя, картина, природа.

Слова во втором склонении имеют другие критерии. Такие существительные имеют окончания -о, -е или нулевое и относятся к среднему и мужскому родам. Например: постановление, агрегат, волокно.

Если перед нами слово в женском роде, имеющее на конце мягкий знак (соответственно, нулевое окончание), то его относят к третьему склонению. Например: дочь, вещь, речь, ночь.

Каждая из групп имеет свою систему окончаний. Именно их необходимо помнить, получая задание: «Определи падеж и склонение существительных».

Род

От категории рода зависит верное определение склонения, и, как следствие, его падежных форм.

В русском языке выделяют три его вида. Перед тем как мы узнаем, как правильно определить падеж существительных, нужно узнать и эту информацию.

К мужскому роду относят слова, которые сочетаются с личным местоимением «он»: катер, начальник, результат.

Средний род определяют по слову «оно». К нему относятся большинство абстрактных и неодушевленных понятий: восприятие, счастье, благополучие.

К женскому, соответственно, относятся такие слова, которые сочетаются со словом «она»: любовь, фотография, жизнь.

Для того чтобы определить род, необходимо учитывать, с каким личным местоимением согласуется нужное имя существительное.

Падеж

Теперь самое время узнать, как определить падеж имен существительных. Для этого нужно знать, на какие вопросы отвечает каждый из них.

Начальной формой слов этой части речи всегда является именительный падеж. Он выполняет в предложении функцию главного члена – подлежащего.

Перед тем как определить падеж у существительного, задают вопрос. В им.п. – «кто?», «что?». Например: ваза, цветок.

Далее идет родительный. К нему можно подставить вспомогательное слово «нет» и вопрос «кого?» или «что?». Например: вазы, цветка.

Дательный падеж требует слово «дать» («кому?», «чему»?). Например: вазе, цветку.

Очень часто с именительным путают винительный падеж. Он отвечает на вопросы «кого?» или «что?». Также к нему добавляют вспомогательную форму «видеть» либо «винить». Например: вазу, цветок.

Творительный требует вопросов «кем?» или «чем? Сочетается он со словом «восхищаться». Например: вазой, цветком.

И последний, предложный: «о ком?» или «о чем?». К нему в помощь добавляют слова «думать» либо «говорить».

Теперь мы знаем, как определить падеж имен существительных. Для этой несложной задачи потребуется лишь корректно подобрать вопрос к необходимому слову.

Особенности именительного и винительного

При всей, казалось бы, простоте определения падежа иногда все же возникают вопросы. Все это происходит потому, что некоторые формы могут совпадать. Такое абсолютное сходство между словами называют омонимами.

К примеру, очень часто совпадают формы им. и вин. падежей. Для того чтобы их разграничить, нам необходимо внимательно изучить контекст.

Сравним два предложения:

  1. На поляне росло красивое дерево.
  2. Подойдя к поляне, мы увидели красивое дерево.

Формы слова абсолютно совпадают.

Возникает вопрос о том, как определить винительный падеж существительного. Для этого мы должны проследить за синтаксической ролью этого слова. В первом предложении слово «дерево» является подлежащим, согласуясь со сказуемым «росло». Оно самостоятельно выполняет действие, поэтому мы легко определим, что его падеж – именительный.

Теперь посмотрим на второй пример. Грамматической основой является «мы увидели». Над деревом совершается какое-то действие, а потому в данном случае перед нами винительный падеж.

Дательный и предложный

Также в некоторых случаях совпадают предложный падеж и дательный.

Сравним:

  1. Мы шли по дороге.
  2. Я думал о предстоящей дороге весь вечер.

Снова полное совпадение словоформ. В данном случае воспользуемся методом искусственной подстановки множественного числа. Получится:

  1. Мы шли по дорогам.
  2. Я думал о дорогах.

Теперь мы видим, что по множ. числу отличить падежи проще: в первом случае – дательный (чему?), во втором – предложный (о чем?).

Есть и еще одна небольшая хитрость. Дательный падеж имеет при себе два предлога «к» и «по». Благодаря им легко отличить его от других форм.

Разбор

Зачастую на уроке учащиеся получают задание определить род, число, падеж существительных. Обычно это требуется для проведения морфологического анализа слова.

Приведем в пример образец разбора имени существительного.

Наши мальчики участвовали в соревнованиях.

  • В соревнованиях – им. сущ.
  • Начальная форма (что?) – соревнование.
  • Постоянные признаки:

– не обозначает название каких-либо объектов, поэтому является нарицательным;

– неодушевленное;

– сред. род (оно);

– имеет окончание –е и относится к сред. роду, значит тип склонения – второй.

– множ. число;

– отвечает на вопрос «в чем?», сочетается с вспомогательным словом «думать», следовательно, падеж предложный.

  • В предложении будет выполнять роль второстепенного члена – дополнения.

Вывод

Мы подробно изучили, как определить падеж у существительного. Кроме того, мы смогли выполнить морфологический разбор слова, для того чтобы подтвердить всю полученную информацию.

Таким образом, у нас больше не возникнет трудностей в этом деле. Достаточно лишь правильно задать вопрос, и падеж легко определится.

При появлении омонимичных форм достаточно посмотреть на синтаксическую роль слова или заменить единственное число множественным.

Источник: .ru Образование
Кенгуру какого рода? Как определить род неизменяемых существительных, называющих животных?

Система родовых окончаний существительных (характерная для большинства славянских языков) создает массу проблем для иностранцев, решивших их изучать. С другой стороны, она позволяет говорящему точно знать, какого рода…

Дом и семья
Как определить у ребенка плоскостопие и в каком возрасте это можно делать?

В силу своей неопытности, усталости или обычного профессионального выгорания врачи иногда не замечают симптомов, которые могли бы говорить об определенной болезни ребенка. Другое дело – родители. Они всегда обращают в…

Дом и семья
Бешенство у собаки: как определить, симптомы, причины и особенности лечения

Одним из самых опасных заболеваний считается бешенство. Дело не только в том, что это заболевание является смертельно опасным, если человек заразится им от животного, но и в том, что зараженное животное вполне способн…

Дом и семья
Мелкая моторика у детей: как определить, отстает ли ваш ребенок в развитии, и как помочь ему догнать сверстников

Все родители слышали, что малышам полезно давать упражнения для мелкой моторики. В противном случае ребенку будет тяжело научиться самостоятельно одеваться, пользоваться мелкими предметами, завязывать шнурки… Развит…

Дом и семья
Перелом шейки бедра у пожилых, как определить, и что делать для быстрейшего выздоровления

Достаточно часто болезнь настигает людей в пожилом возрасте. Статистика говорит, что более 6% от числа переломов приходятся именно на шейку бедра. И 90% – у пожилых людей. Нет ничего хорошего в переломах и для молодых…

Духовное развитие
Число имени рассчитать: пошаговая инструкция. Как определить число имени?

Все люди знают, что существуют счастливые числа, которые могут помочь человеку в той или иной ситуации. Одни их просто знают из собственных наблюдений, иные же умеют их вычислять. Сейчас хочется рассказать о том, как …

Духовное развитие
Как определить, какого числа Троица

Православный церковный календарь – это расписание, по которому живет цЦерковь, совершаются богослужения, начинаются посты. В Церкви двенадцать основных праздников, которые так и называются: Двунадесятые. И празд…

Здоровье
Как определяют рак груди у женщин?

Поражение тканей молочной железы раковыми клетками – одно из самых распространенных онкологических заболеваний, встречающихся у женщины. Этот диагноз на сегодняшний день слышит каждая десятая жительница планеты. И есл…

Здоровье
Как определить обезвоживание организма. Как определить обезвоживание у ребенка при поносе

Организм человека в основном состоит из жидкости, поэтому очень важно для нормального функционирования всех жизненно важных систем поддерживать на должном уровне ее количество.

Здоровье
Признаки, диагностика и симптомы рака яичек у мужчин. Как проявляется рак яичек у мужчин и как определить его?

Многие мужчины, достигая среднего возраста, могут похвастаться тем, что за всю жизнь ни разу не побывали у врача. Среди представительниц прекрасного пола таких случаев намного меньше. Это объясняется тем, что половые …

Источник: http://monateka.com/article/182662/

Как определить падеж имени существительного – учимся определять склонение

Русский язык делит все существительные на 3 склонения:

  • 1 тип – слова м.р. и ж.р., оканчивающиеся на -а или -я. Например, радуга, дорога, змея, колея.
  • 2 тип – слова м.р. и ср.р., оканчивающиеся на -о или -е или имеющие нулевое окончание. Например, обучение, дом, толокно.
  • 3 тип – слова ж.р., оканчивающиеся на мягкий знак. Имеют нулевое окончание. Например, лань, дань, ель, ночь.

Слова одного типа склонения имеют одинаковые окончания при изменении по падежам. Поэтому, когда возникают сомнения при правописании падежных окончаний, нужно посмотреть правила изменения для всей группы склонения, к которой относится слово.

Как определить падеж имени существительного – особенности падежей

  • Вопрос задаем к имени существительному от тех членов предложения, с которыми оно связано.
  • Именительный падеж – вопросы кто? что? Например, знахарь, лес. Можно использовать добавочное слово: (есть) кто? – знахарь, (есть) что? – лес.
  • На вопросы кого? чего? отвечает родительный падеж при помощи добавочного слова нет. Например, (нет) кого? – знахаря, (нет) чего? – леса.
  • Дательный. К существительному задаются вопросы кому? чему? с добавочным словом дать. Например, (дать) кому? – знахарю, (дать) чему? – лесу.
  • Винительный падеж. Используем вопросы кого? что? с добавочным словом вижу. Например, (вижу) кого? – знахаря, (вижу) что? – лес.
  • Творительный. Задаем вопросы кем? чем?. Можно использовать добавочное слово восхищаться. Например, (восхищаться) кем? – знахарем, (восхищаться) чем? – лесом.
  • Последний, Предложный падеж, отвечает на вопросы о ком? о чем? с помощью слова думать. Например, думать о ком? – знахаре, думать о чем? – лесе.

Как определить падеж имени существительного – как отличать Именительный падеж от Винительного

Некоторые формы Именительного и Винительного падежей иногда совпадают, потому что они отвечают на один и тот же вопрос что?

Рассмотрим предложения:

  • Снег шел большими хлопьями.
  • Выйдя на улицу, мы увидели снег.

Слово снег отвечает на вопрос что? в обоих предложениях, имеет одну и ту же форму, однако разное синтаксическое значение.

В первом случае снег – это подлежащее, во втором – обстоятельство. То есть  снег выполняет действие в первом предложении, а во втором действие совершается над ним.

Существительное снег в 1 предложении находится в Именительном падеже, во 2 – в Винительном.

Мы рассмотрели вопросы и вспомогательные слова каждого из падежей. Рассмотрели случай совпадения словоформ Именительного и Винительного падежей. Разобрали, как синтаксическая роль помогает определить падеж в случае возникновения трудностей.

Источник: https://novoevmire.biz/obshhestvo/obrazovanie/kak-opredelit-padezh-u-sushhestvitelnogo-opredelit-rod-chislo-padezh-sushhestvitelnyh.html

Существительное

Как определить падеж существительного?

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Примечание.
Предметом в грамматике называется всё то, о чем можно спросить кто это? что это?

По значению имена существительные делятся на собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду.

Примечание.
Имена существительные по родам не изменяются.

Имена существительные изменяются по падежам и по числам.Начальная форма имени существительного – именительный падеж единственного числа.

В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащим и дополнением, а так же несогласованным определением, приложением, обстоятельством и именной частью составного сказуемого.

Имена существительные собственные и нарицательные

Собственные имена существительные – это названия отдельных лиц, единичных предметов.

К собственным именам существительным относятся:

  1. фамилии (псевдонимы, прозвища), имена, отчества людей, а также клички животных.

  2. географические названия
  3. астрономические названия
  4. названия газет, журналов, произведений литературы и искусства, заводов, кораблей и др.

Примечание.
Следует отличать собственные имена существительные от собственных наименований.

Собственные имена существительные иногда переходят в нарицательные (например: Ампер – французский ученый, ампер – единица силы электрического тока

Нарицательные имена существительные – это общее название для всех однородных предметов и явлений.
Имена существительные нарицательные могут переходить в собственные (например: земля – суша, Земля – планета Солнечной системы).

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Имена существительные одушевленные служат названиями людей, животных и отвечают на вопрос кто?
Неодушевленные имена существительные служат названиями неживых предметов, а также предметов растительного мира и отвечают на вопрос что?
К неодушевленным также относятся такие имена существительные как группа, народ, толпа, стая, молодёжь и т.д.

Число имен существительных

Имена существительные употребляются в единственном числе, когда речь идет об одном предмете, и во множественном числе, когда имеется в виду несколько предметов.
Некоторые имена существительные употребляются ли только в единственном, или только во множественном числе.

Существительные, которые имеют только форму единственного числа:

  1. Названия множества одинаковых лиц, предметов (собирательные существительные): молодежь, детвора, студенчество, человечество и др.
  2. Названия предметов с вещественным значением: асфальт, железо, земляника, молоко, сталь, свёкла, керосин и др.

  3. Названия качества или признака: белизна, злоба, ловкость, молодость, свежесть, синева, темнота, чернота и др.
  4. Названия действия или состояния: косьба, рубка, выполнение, внушение, горение и др.
  5. Собственные имена в качестве наименований единичных предметов: Москва, Волга и др.

  6. Слова: бремя, вымя, пламя, темя

Существительные, которые имеют только форму множественного числа:

  1. Названия составных и парных предметов: брюки, весы, перила, тиски, щипцы, грабли, ножницы, вилы, качели и др.
  2. Названия материалов или их отходов, остатков: белила, дрожжи, макароны, сливки, отруби, опилки и др.

  3. Названия промежутков времени, игр: прятки, жмурки, шахматы, каникулы, сутки, будни и др.
  4. Названия действий и состояния природы: хлопоты, выборы, переговоры, всходы, заморозки, дебаты и др.
  5. Некоторые географические названия: Карпаты, Фили, Горки, Афины, Альпы, Сокольники и др.

Падежи имен существительных

В русском языке шесть падежей. Падеж определяется по вопросам.Именительный — кто? или что?Родительный — кого? или чего?Дательный — кому? или чему?Винительный — кого? или что?Творительный — кем? или чем?Предложный — о ком? или о чем?

Чтобы определить падеж существительного в предложении, нужно:

  1. найти слово, к которому относится данное существительное;
  2. поставить от этого слова к имени существительному вопрос.

Склонение имен существительных

Изменение слов по падежам называется склонением.
Существует три склонения имен существительных.

Первое склонение.
К первому склонению относятся имена существительные женского рода с окончанием -а (-я) в именительном падеже единственного числа (страна, земля), а также существительные мужского рода, обозначающие людей, с теми же окончаниями (юноша, дядя).

Второе склонение.
Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием (берег, день), а также с окончаниями -о, -е (домишко, домище) и среднего рода с окончаниями -о, -е в именительном падеже единственного числа (слово, здание).

Третье склонение.
К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа.

Разносклоняемые имена существительные.


Десять существительных среднего рода на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя и темя) и существительное мужского рода путь в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе имеют окончания существительных 3-го склонения -и, а в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения -ем (-ём).

Несклоняемые имена существительные.Несклоняемыми называются существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму.

Среди них имеются как имена нарицательные (кофе, радио, кино, жюри), так и имена собственные (Гёте, Золя, Сочи).

Морфологический разбор имени существительного.

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г) склонение.

3. Непостоянные признаки:

а) падеж,б) число.

III. Синтаксическая роль.

Другие заметки по русскому языку и литературе

Источник: http://edu.glavsprav.ru/info/sushestvitelnoe

Что такое падеж? Таблица падежей

Как определить падеж существительного?

Термин «падеж» назы­ва­ет грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию изме­ня­е­мых слов рус­ско­го язы­ка.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют как изме­ня­е­мые, так и неиз­ме­ня­е­мые сло­ва. У изме­ня­е­мых слов, при­над­ле­жа­щих к име­нам суще­стви­тель­ным, при­ла­га­тель­ным, чис­ли­тель­ным и место­име­ни­ям, мож­но ука­зать фор­му сло­ва, кото­рая соот­вет­ству­ет опре­де­лен­но­му паде­жу. Исходя из это­го, мож­но дать общее опре­де­ле­ние грам­ма­ти­че­ской кате­го­рии паде­жа:

А вот как опре­де­ля­ет, что такое падеж Википедия:

С помо­щью форм сло­ва свя­зы­ва­ют­ся друг с дру­гом в опре­де­лен­ное сооб­ще­ние, фор­ми­ру­ют закон­чен­ную мысль. Сравните:

клен, осень, баг­ря­ный, окно, мой, ран­ний.

Ранней осе­нью в моё окно мне машет баг­ря­ной макуш­кой клен.

В пер­вой стро­ке запи­сан обыч­ный пере­чень слов, не свя­зан­ных друг с дру­гом. Вторая стро­ка с помо­щью фор­мо­из­ме­не­ния слов (паде­жей) пред­став­ля­ет собой пред­ло­же­ние, в кото­ром содер­жит­ся сооб­ще­ние, закон­чен­ная мысль.

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют шесть паде­жей, кото­рые пред­став­ле­ны ниже в таб­ли­це с вопро­са­ми и пред­ло­га­ми.

Таблица падежей

ПАДЕЖВОПРОСПРЕДЛОГИ
Именительный
(есть)
кто? что?
Родительный
(нет)
кого? чего? с, у, от, до, из, без, для, вокруг, око­ло, воз­ле, кро­ме
Дательный
(дать)
кому? чему? к, по, бла­го­да­ря, вопре­ки, соглас­но
Винительный
(вижу)
кого? что? под, за, про, через, в, на, во
Творительный
(дово­лен)
кем? чем? с, со, за, над, под, меж­ду, перед
Предложный
(думать)
о ком? о чем? в, о, об, на, при, по

Падежи в рус­ском язы­ке (таб­ли­ца с вопро­са­ми и с окон­ча­ни­я­ми)

Рассмотрим систе­му паде­жей име­ни суще­стви­тель­но­го, уточ­нив опре­де­ле­ние паде­жа:

Именительный падеж

Именительный падеж упо­треб­ля­ет­ся для наиме­но­ва­ния пред­ме­тов. Это исход­ная, началь­ная фор­ма суще­стви­тель­но­го, кото­рая отве­ча­ет на вопро­сы:

  • кто? —   бабушк-а, мастер_, отец_;
  • что? — тишин-а, дом_, счасть-е, радость_.

Именительный падеж все­гда упо­треб­ля­ет­ся без пред­ло­га и назы­ва­ет­ся пря­мым паде­жом в отли­чие от осталь­ных, нося­щих назва­ние кос­вен­ных. В име­ни­тель­ном паде­же суще­стви­тель­ное высту­па­ет в роли под­ле­жа­ще­го в пред­ло­же­нии или имен­ной части ска­зу­е­мо­го.

Мой брат учит­ся в шестом клас­се.

Вася — мой млад­ший брат.

Родительный падеж

Родительный падеж суще­стви­тель­но­го отве­ча­ет на вопро­сы: кого? чего?

  • нет (кого?) бабушк-и,  мастер-а, отц-а;
  • нет (чего?) тишин-ы, дом-а, счасть-я, радост-и.

Все кос­вен­ные паде­жи (кро­ме пред­лож­но­го) могут упо­треб­лять­ся как с пред­ло­га­ми, так и без них, напри­мер:

нет (чего?) дома — оста­но­вил­ся у (чего?) дома.  

Предлоги уточ­ня­ют зна­че­ние паде­жей. Так, с роди­тель­ным паде­жом упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

от, до, для, из-за, у, без, ради, вокруг, око­ло, мимо и др.

Например:

  • гулять у реки;
  • вымок­нуть из-за дождя;
  • вый­ти без зон­ти­ка;
  • бежать от калит­ки;
  • достать до пол­ки.

Дательный падеж

Дательный падеж суще­стви­тель­но­го отве­ча­ет на вопро­сы: кому? чему?

  • Дам (кому?) бабушк-е, мастер-у, отц-у;
  • дам (чему?) тишин-е, дом-у, счасть-ю, радост-и.

С датель­ным паде­жом упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

к, бла­го­да­ря, соглас­но, вопре­ки, напе­ре­кор, навстре­чу.

  • Подойти к мате­ри;
  • посту­пить соглас­но пра­ви­лам;
  • идти навстре­чу вет­ру;
  • дей­ство­вать напе­ре­кор судь­бе.

Винительный падеж

Винительный падеж суще­стви­тель­но­го отве­ча­ет на вопро­сы: кого? что?

  • Вижу (кого?) бабушк-у, мастер-а, отц-а;
  • вижу (что?) тишин-у, дом_, счасть-е, радость_.

С суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

в, на, за, про, под, сквозь, через, спу­стя, вклю­чая, несмот­ря на.

  • Вернуться спу­стя год;
  • рас­ска­зать про орла;
  • прой­ти сквозь пла­мя;
  • пере­сту­пить через сту­пень­ку;
  • вый­ти, несмот­ря на ливень.

Предлоги «в», «на», «за», «под» в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го рас­кры­ва­ют направ­лен­ность на объ­ект дей­ствия:

  • поло­жить (во что?) в стол;
  • (на что?) на стол;
  • (за что?) за стол;
  • (под что?) под стол.

Творительный падеж

Творительный падеж суще­стви­тель­но­го отве­ча­ет на вопро­сы: кем? чем?

  • Горжусь (кем?) бабушк-ой,  мастер-ом, отц-ом;
  • любу­юсь (чем?) тишин-ой, дом-ом, счасть-ем, радость-ю.

С этим паде­жом упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

с, над, за, под, перед, меж, меж­ду, в свя­зи с, вме­сте с, соглас­но с;

  • при­е­хать с дру­гом;
  • парить над полем;
  • оста­но­вить­ся перед вок­за­лом;
  • поса­дить за домом;
  • дей­ство­вать соглас­но с рас­по­ря­же­ни­ем;
  • я вме­сте с бра­том;
  • прой­ти меж­ду ряда­ми. 

Предложный падеж

Предложный падеж суще­стви­тель­но­го отве­ча­ет на вопро­сы: о ком? о чём?

  • забо­чусь о ком? о бабушк-е, о мастер-е, об отц-е;
  • рас­ска­жу о чём? о тишин-е, о дом-е, о счасть-е, о радост-и.

Существительное в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа, как гово­рит его назва­ние, упо­треб­ля­ет­ся толь­ко с пред­ло­га­ми:

при, в, на, о, об, по;

  • остать­ся при шко­ле;
  • бегать в пар­ке;
  • висеть на стене;
  • пове­дать о путе­ше­ствии;
  • ска­кать на лоша­ди.

Обратим вни­ма­ние, что оду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные отве­ча­ют на вопро­сы: кто? кого? кому? кем? о ком?

Неодушевленные суще­стви­тель­ные отве­ча­ют на падеж­ные вопро­сы: что? чего? чему? чем? о чём?

Определение падежа существительного

Чтобы опре­де­лить падеж суще­стви­тель­но­го, нуж­но пред­при­нять сле­ду­ю­щие дей­ствия:

  1. пер­вый шаг — най­ти сло­во, к кото­ро­му отно­сит­ся дан­ное суще­стви­тель­ное;
  2. вто­рой шаг — поста­вить от это­го сло­ва к суще­стви­тель­но­му вопрос.

По вопро­су и по окон­ча­нию опре­де­ля­ем падеж суще­стви­тель­но­го.

Слышу голос бабуш­ки.

голос (кого?) бабушк-и (р.п).

Я люб­лю свою бабуш­ку.

Люблю (кого?) бабушк-у (в.п.)

В отдель­ных слу­ча­ях пред­ло­ги явля­ют­ся сред­ством раз­ли­че­ния паде­жей, напри­мер:

  • при­сло­нить­ся к (чему?) стен-е — д.п.;
  • висит  на (чём?) стен-е — п.п.;
  • хвост у (кого?) лошад-и — р. п.;
  • ска­кать на (ком?) лошад-и — п. п.

Система паде­жей состав­ля­ет скло­не­ние изме­ня­е­мых частей речи — имен суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, место­име­ний и чис­ли­тель­ных. Узнаем о типах скло­не­ния имен суще­стви­тель­ных, о том, как опре­де­лить скло­не­ние.

Урок русского языка в 3 классе. Падежи имен существительных

На замет­ку!

А вы зна­ли, что выде­ля­ют ещё 9 паде­жей, кото­рые не изу­ча­ют в шко­ле?

Добавить сайт в избранное

Источник: https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/chto-takoe-padezh-tablitsa-padezhey.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.