Как писать эссе по литературе?

Как писать эссе по литературе: структура и план

Как писать эссе по литературе?

Слово “эссе” в русский язык пришло из французского. Оно восходит исторически к одному латинскому понятию, которое означает в переводе “взвешивание”. Французский термин переводится словами “очерк”, “набросок”, “попытка”, “проба”, “опыт”.

В этой статье мы расскажем вам о том, как писать эссе по литературе. Вы узнаете, какие существуют характерные особенности этого жанра, какова его структура и композиция.

Также в нашей статье будут даны полезные советы, прочитав которые, вы будете понимать, как писать эссе по литературе красиво и интересно. Начнем с определения самого термина.

Что такое эссе?

Эссе представляет собой прозаическое сочинение со свободной композицией небольшого объема, которое выражает индивидуальные соображения и впечатления по конкретному вопросу или поводу и не претендует заранее на исчерпывающую или определяющую трактовку данного предмета.

Признаки эссе

Наличие определенного вопроса или темы. Посвященное анализу большого круга проблем произведение не может быть по определению выполненным в таком жанре, как эссе.

Оно выражает обязательно индивидуальные соображения и впечатления по некоторому вопросу или поводу, не претендует на исчерпывающую и определяющую трактовку некоторого предмета. Подробнее о том, как писать эссе по литературе, смотрите ниже.

Эссе, как правило, предполагает наличие нового, окрашенного субъективно слова о чем либо. Произведение может иметь историко биографический, философский, литературно критический, публицистический, научно популярный или же беллетристический характер.

В первую очередь в содержании текста оценивается личность автора, его чувства и мысли, мировоззрение.

Создатель жанра эссе

Жанр этот стал в последние годы весьма популярным. Создателем его считается Мишель де Монтень (автор книги “Опыты”, выпущенной в 1580 году). Именно в ней мы впервые находим примеры того, как писать эссе по литературе.

Хотя следует уточнить, что автор этот писал философские эссе. В книге представлены такие главы, как, например, “О самомнении”, “О совести”.

Однако сама структура текстов, авторская идея помогут вам в создании произведений этого жанра и по литературе, и по другим предметам.

Навык написания эссе сейчас весьма актуален. В настоящее время этот вид работы в качестве задания предлагается довольно часто. Например, включает эссе по литературе ЕГЭ. При поступлении в различные учебные заведения или, например, при трудоустройстве этому жанру придается большое значение. Конкурс работ позволяет выбрать лучших из лучших.

Для чего мы пишем эссе?

Цель, которую ставит перед собой написание эссе, развить творческое мышление личности, а также умение письменно излагать мысли.

Опыт этот очень полезен, так как помогает автору научиться грамотно и четко формулировать свои мысли, использовать важнейшие понятия, структурировать информацию, выделять связи между причиной и следствием, иллюстрировать примерами тезисы, аргументировать полученные выводы.

Отсутствие сюжета

Первая особенность написания эссе по литературе это отсутствие в этом жанре классического сюжета. Конечно, можно приводить различные примеры из жизни, однако это все будет являться лишь иллюстрацией к главной мысли текста.

Неопределенность формы

Еще одна особенность неопределенность формы. Другими словами, можно, как говорится, растекаться мыслью по древу, и за это никто не скажет вам плохого слова. Все, что приходит на ум, можно излагать на бумаге, анализировать, после чего подводить итоги вышесказанному.

Объем эссе

Имейте в виду, что объем эссе является довольно небольшим, но четких границ при этом не имеет. Он составляет примерно от трех до семи страниц, написанных компьютерным текстом. В Гарвардской школе бизнеса, например, эссе пишутся часто всего лишь на двух листах. В отечественных университетах допускается объем до десяти страниц машинописного текста.

Конкретная проблема или вопрос

Еще одна особенность состоит в том, что в центре размышлений автора обязательно должна стоять конкретная проблема (некоторый неразрешимый вопрос). Тема должна быть четко определенной.

Эссе не может рассматривать одновременно множество тем, заключать в себе большое число идей (мыслей). Оно лишь отражает одну мысль, один вариант, и развивает их.

То есть это всего лишь ответ на некоторый вопрос.

Собственное мнение

При этом высказывать нужно исключительно собственное мнение. Эссе не претендует на единственно верную точку зрения, даже если при этом приводится множество аргументов и доказательств. Это, скорее всего, только одна из граней данного вопроса. Написание эссе по литературе не научная работа.

Имитация разговора с читателем

Следующее, о чем хотелось бы упомянуть, это то, что при создании эссе происходит как бы имитация живого разговора с читателем, которого следует вести за собой, призывать различными вопросами, поднимать таким образом животрепещущие темы, как будто вы находитесь перед ним здесь и сейчас.

Авторский монолог должен быть вне пространства и времени, наполнен живыми речевыми оборотами. Написание эссе по литературе включает значительный творческий элемент. С читателем следует установить доверительный, дружеский стиль общения. Для этого автор должен намеренно избегать неясных, сложных, чрезмерно строгих построений.

В то же время следует исключать из употребления шаблонные фразы, сленг, сокращенные слова, а также избегать чрезмерно легкомысленного тона.

Как отмечают исследователи, хорошее эссе может создать лишь тот, кто владеет темой свободно, способен видеть ее с различных сторон, а также готов представить читателю многоаспектный, но не исчерпывающий взгляд на данное явление.

Свободная композиция

Важная особенность этого жанра свободная композиция. План эссе по литературе не строгий. Различные исследователи отмечают, что по своей природе этот жанр устроен таким образом, что не терпит формальных рамок.

Часто он строится вопреки основным законам логики, по принципу произвольных ассоциаций. План эссе по литературе поэтому вы можете разработать самостоятельно.

Некоторые основные композиционные особенности мы приведем чуть ниже.

Склонность к парадоксам

Имеется склонность к парадоксам. Данный жанр призван удивить, озадачить читателя это качество его является обязательным. Отправной точкой для воплощенных в эссе размышлений часто выступает яркое афористическое высказывание или же некоторое парадоксальное определение, сталкивающее бесспорные на первый взгляд, но при этом взаимоисключающие друг друга тезисы, характеристики, утверждения.

Смысловое единство

К одному из парадоксов данного жанра относится внутреннее смысловое единство.

Ориентированное прежде всего на субъективность, но свободное композиционно, эссе обладает вместе с тем смысловым единством внутри текста, то есть согласованностью основных утверждений и тезисов, а также внутренней гармонией ассоциаций и аргументов, непротиворечивостью суждений, в которых отражается личностная позиция его создателя.

Структура и план эссе

1. Вступление. “Как начать эссе по литературе?” спросите вы. Как известно, сложнее всего написать первые строчки.

Не нужно сразу же начинать что то кому то доказывать, создавая образцы эссе по литературе.

Для начала следует подготовить почву, то есть создать нужную атмосферу и погрузить читателя текста в состояние мысли, которое ему поможет в дальнейшем максимально проникнуть в авторские идеи.

2. часть, которая состоит из тезисов. Помните о том, что основная мысль должна быть сформулирована кратко и четко. Ей следует быть простой и понятной. Никто не любит голословных заявлений. Задача автора, создающего образцы эссе по литературе, состоит не только в том, чтобы ее изложить, но и в том, чтобы доказать.

Например, вы заявляете о том, что судьбу определяет имя человека. Тогда докажите это, приводя конкретные примеры из жизни или же основываясь на некоторых известных теориях. По такому принципу следует писать эссе по литературе. Лермонтов, Пушкин, Гоголь, Некрасов, Салтыков Щедрин…

Используйте знание русской классики, но обязательно представляйте свежий взгляд.

Тезис, таким образом, отвечает на вопрос: “Что?” После этого обязательно следует ответить на вопрос: “Почему?”, то есть доказать его.

3. План написания эссе по литературе включает также вывод, заключительную часть, подведение итогов сказанного.

Можно долго говорить о предмете эссе, уходить в дебри размышлений, но в конце обязательно нужно собрать в пучок все мыслительные богатства.

Лишь так можно качественно завершить высказывание, а также показать ценность написанного текста. Если объем его слишком мал, можно без этой части обойтись. Главное это чтобы основная мысль звучала в заключении.

Таков план написания эссе по литературе, который вы можете несколько изменить, поскольку это довольно свободная форма.

То, что поможет вам лучше написать эссе

1. Поразмышляйте над темой, ее значением. Проанализируйте, насколько хорошо вы разбираетесь в том, о чем хотите писать.

Способны ли вы предложить нечто свежее и новое по данной теме? Эссе славится, прежде всего, оригинальностью.

Следует представить обязательно небанальный взгляд даже на самые банальные вещи, если они являются предметом его содержания. Не забывайте при этом о свежести языка.

2. Материалы. Выберите, что вы будете использовать при написании работы. Достаточно ли будет лишь читательского и жизненного опыта? Не забывайте о том, что коллаж формулировок, разнообразие мыслей всегда подкупают.

Познакомьтесь с различными точками зрения по данному вопросу и вступите с некоторыми авторами в дискуссию.

Работа должна создавать впечатление упорного и длительного труда, удивлять читателей эрудицией и ставить их в тупик свежим мышлением.

3. Использование идей. Не следует пытаться рассказать обо всем и сразу. Можно порадовать читателей неожиданными фактами и искрометными выражениями. Сделайте так, чтобы вас было интересно, приятно и к тому же познавательно читать.

4. Три кита. Запишите на бумаге основные мысли и направления. Из них выберите три самых удачных тезиса. Возьмите их за основу. Если у вас получится больше разветвлений, вы рискуете тем, что текст покажется непонятным и поверхностным, а если меньше консервативным и зацикленным. Издавна цифра “3” признается магической. Не стоит поэтому ее игнорировать.

5. Сначала скелет. И лишь затем кожа. Речь идет здесь о том, что сперва следует изложить лишь кратко ход мыслей.

Их можно записать одним двумя предложениями в каждом из абзацев, после чего не спеша перечитать, а потом лепить снежный ком, состоящий из ваших собственных мыслей.

Вы можете добавить необходимые детали и примеры, а также накручивать информацию, применяя различные художественные средства.

Теперь вы знаете о том, как написать эссе по литературе. Информацию, представленную в нашей статье, можно использовать и при создании эссе по другим предметам. Основные моменты ничем не отличаются в различных видах этого жанра. Структура эссе по литературе, представленная нами, может использоваться, например, при написании работы по философии, при устройстве на работу и др.

Источник: https://autogear.ru/article/174/423/kak-pisat-esse-po-literature-struktura-i-plan/

Как писать эссе по литературе: примеры, структура и план написания

Как писать эссе по литературе?

В виде эссе предлагается современным школьникам писать сочинения в рамках ЕГЭ по русскому языку и литературе, а также зачастую компании предлагают конкурс подобных работ для набора новых сотрудников. Нужно отметить, что требования к ученическим работам несколько противоречат рамкам жанра. Но как бы там ни было, экзамен сдавать нужно, и еще один материал на эту тему лишним не будет.

Нечто и думы

Ни много ни мало, а 435 лет назад Монтень ввел понятие жанра эссе.

Латинский предок этого слова переводится как «взвешивание», а пришедший в русский язык французский термин имеет несколько значений: его употребляют, когда речь идет об очерке, наброске, попытке, некоем опыте и даже пробе. Видимо, последнее и определило, что появился в школе новый вид письменной работы: сочинение-эссе по литературе или русскому языку.

В России точная трактовка этого жанра дана в пародийной традиции – «взгляд и нечто». Ирония в данном случае более чем уместна, так как невозможно лучше назвать небольшое по объему прозаическое произведение без композиции, основанное только на личном мнении и опыте, не имеющее претензии на исчерпывающее изображение предмета.

Полная свобода в подаче материала и возможность самовыражения сделали эссе популярным жанром не только для проверки знаний и умений учеников, но и одним из определяющих критериев при подборе кадров в различные организации.

Результаты такого тестирования помогают работодателям, которые хотят видеть у себя в коллективе творчески мыслящих и имеющих свое мнение людей. Поэтому всем стоит учиться писать эссе по литературе.

Примеры удачных работ всегда пригодятся в будущем.

Простор для самовыражения

Написание эссе развивает творческое мышление и навыки письменного изложения мыслей с иллюстрированием опыта и аргументацией выводов. Особенности этого жанра:

– рассмотрение на протяжении всей работы одного вопроса или конкретной темы; здесь не может быть анализа обширных проблем;

– текст опирается на личные переживания и впечатления, поэтому исчерпывающее толкование темы невозможно; выводами можно назвать индивидуальные соображения;

– сочинение-эссе по литературе предполагает новое слово по любому поводу, и, несмотря на субъективную окраску, характер такого произведения может быть разнообразным (историко-биографическим, философским, беллетристическим, литературно-критическим, публицистическим, научно-популярным);

– самое ценное в работе этого жанра – личность автора; содержание должно строиться на его мыслях, чувствах, мировоззрении.

Жанровые особенности

Конечно, от школьного сочинения-эссе нельзя требовать неукоснительного соблюдения всех признаков жанра, но знать их не помешает.

1. Условно малый объем. В литературном творчестве он может быть от книжной страницы до нескольких десятков. В большинстве российских университетов допустимо до 10 страниц А4 компьютерного набора, а, например, в Гарварде нельзя превышать двух. Для работы при сдаче ЕГЭ хватит и 300 слов.

2. Конкретность. Достаточно рассмотреть в работе одну проблему, чтобы написать сочинение-эссе по литературе. Примеры должны подтверждать высказываемую мысль, что создаст внутреннее единство.

3. Разговор с другом. Именно таковым должен считать автор своего читателя, и тогда легче будет избежать строгого или менторского тона, усложненных, запутывающих понимание сути конструкций. Если верить исследователям жанра, то хорошее эссе может написать только тот, кто владеет темой, и при условии, что она важна для автора.

4. Парадоксальность. Соединение взаимоисключающих друг друга утверждений, афористичность высказываний и определений, характеристика явления с неожиданной стороны – это присуще работам мастеров, которые каждый раз удивляют читателей и заставляют размышлять.

5. Отсутствие формальных рамок. Этот жанр не подчиняется логике, здесь все строится на ассоциациях. Но и принципу «все наоборот» нужно учиться, поэтому школьные эссе по литературе, примеры которых при желании можно найти и почитать, все же немного регламентированы.

6. Разговорная публицистика. Представляя читателя другом, нужно говорить просто, но опасаться легкомысленного тона. Также недопустимы шаблонные фразы, сленг, сокращенные слова. Это должен быть язык пламенного желания поделиться своими мыслями.

Структура школьного эссе

Перед началом работы важно определиться с темой, которая близка внутреннему состоянию автора. А также поставить перед собой цель написания: что будет сказано нового, чтобы выполнить задачу эссе – привлечь внимание. Лучше сразу же прикинуть и желаемый объем.

Как уже было сказано выше, произведения этого жанра не имеют строгой или обязательной композиции – предполагается свобода и полет мысли. Но, говоря об ученической работе, необходимо сделать поправку на малый жизненный и литературный опыт молодых людей. Конечно, им нужна опора, образец сочинения-эссе по литературе, поэтому для школьников предпочтительно дать строение ожидаемого текста:

– Тезисы (личные мысли), как правило, выдвигаются вначале.

– Аргументы (доказательства) подтверждают мнение автора. В качестве доводов можно использовать известные факты, события, явления общественной жизни; опираться на личный опыт или авторитетные мнения ученых и статистику; ссылаться на произведения художественной литературы. Оптимальное количество аргументов – два.

– Вступление – это фокус на проблему, о которой пойдет речь.

– Заключение – личное мнение автора по этому поводу.

Для соблюдения структуры необходимо правильно выделять абзацы. Не забывать, что жанр эссе в литературе невозможен без экспрессивности (эмоциональности) и художественности (использования изобразительных средств). Для этого лучше выбирать простые, короткие предложения, разные по интонации и цели высказывания. Тире в бессоюзных и неполных предложениях поможет избежать многословия.

Классификация по характеру

Наверное, не существует темы, на которую невозможно было бы написать эссе. Широта направлений требует осмысленного подхода. Итак, рассуждения могут быть:

– духовно-религиозными;

– художественно-публицистическими;

– литературно-критическими;

– философскими;

– художественными, историческими.

Мысли в форме

Любую мысль можно облечь в литературную оболочку. Это придаст интерес и новизну эссе по литературе. Примеры, в виде чего можно написать такое сочинение, могут натолкнуть на необычное решение:

– эпистолярный жанр (письмо);

– дневниковые записи (событие в хронологии);

– лирическая миниатюра (описание);

– рецензия (компетентное мнение);

– заметка (статья в СМИ).

Выбор по способу изложения

По своему типу эссе могут быть:

– аналитическими (строятся на анализе);

– критическими;

– рефлексивными (личный отклик на что-то);

– повествовательными;

– описательными.

Различают два подхода

Нужно особенно тщательно подготовиться к написанию эссе по литературе, темы которых имеют неоднозначное решение. Что это? Например, дать свою аргументированную оценку на общечеловеческие нравственные явления – значит написать субъективную работу. В таком сочинении выявляются стороны личности автора.

А если тема требует рассмотреть проблему научную, присущую какой-то профессиональной деятельности, то это уже должно быть объективное эссе, где предмет исследования или описания первичен, автор подчиняется ему. Как правило, в школе подобные сочинения пишутся на лингвистические или литературоведческие темы.

Эссе по заданному тексту

Стоит остановиться на особенностях написания итоговой работы в рамках экзамена по русскому языку. Здесь можно использовать клише для эссе. По литературе же лучше избегать трафаретности в сочинениях.

Итак, в ЕГЭ по русскому требуется написать небольшой опус по заданному тексту.

И если вспомнить структуру эссе, то здесь появляется дополнительный момент: необходимо отразить позицию автора (известного писателя, ученого или публициста) и выразить свое отношение к ней.

Опорой могут служить выражения:

  • дать оценку (чему);
  • выявить сущность (чего);
  • излагать свой подход;
  • исходить из того, что;
  • основываться на собственном понимании;
  • разграничивать понятия;
  • считать правомерным;
  • обращать внимание на;
  • убедительно доказать;
  • определять сущность;
  • подчеркивать актуальность.

Как избежать ошибок

Тот, кто предупрежден, вооружен. Стоит перечитать известные эссе по литературе, примеры которых будут образцом для подражания. Свобода жанра подразумевает неограниченное творчество, но недочеты в речи сведут полет мысли на нет.

1. Проверяем все. И не только правописание. Читать нужно вслух, для того чтобы лучше понять. Если речь споткнулась – значит, встретился неудачный оборот, и его нужно заменить. Не должно быть никаких двусмысленных выражений.

2. Доказываем умело. Мысль эссе должна быть яркой, и не менее интересными должны быть иллюстрации, подтверждающие ее. Именно тусклость и неубедительность аргументов снижают уровень работы.

3. Убираем лишнее. Характерной ошибкой бывает очень длинное вступление или подробный пересказ произведения, взятого как довод. Многословие разжижает мысль. Эссе должно быть сконцентрированным около одной идеи. А лишние подробности и отвлечения обедняют ее.

4. Говорим кратко. Подготовка к эссе по литературе заключается и в том, чтобы научиться писать короткими предложениями (это не значит, что только простыми и односложными по мысли). Длинная синтаксическая конструкция не дает эффекта эмоциональности, мешает абзацному членению. Стоит воспользоваться бессоюзными и неполными предложениями.

5. Пишем понятно. Не нужно в эссе показывать свою научную эрудицию. Текст предназначается читателю-другу, поэтому в нем не до
лжно быть никаких непонятных слов, требующих обращения к словарям или энциклопедиям.

Опус для начальника

Если результат школьного сочинения – оценка, то конкурсное эссе для получения работы может изменить всю жизнь, поэтому и писать его нужно как последнюю попытку. Все мысли должны быть отшлифованы, аргументация сформирована на принципах логики, а стиль изложения – безупречным. И нужно помнить, что это не сочинение-эссе по литературе – примеры из художественных текстов здесь мало уместны.

Важные моменты, которые интересуют работодателя:

– ваша сугубо индивидуальная оценка;

– умение излагать мысли на бумаге;

– уровень грамотности;

– искренность и честность;

– умение иронизировать и шутить;

– позитивное восприятие жизни.

Эссе по литературе на тему войны

Примерами чужих работ можно пользоваться только с целью ознакомления. Заниматься плагиатом – дело неблагодарное. Если кто-то может написать эссе, то почему бы и вам не научиться делать это? Хотя бы начать вот так.

«Повесть Василя Быкова «Сотников» считается произведением не столько о войне, сколько о нравственном выборе человека.

От чего же он зависит? Ну, ведь не может же быть так: в критической ситуации, перед тем как принять решение, кто-то рассуждает: «Я должен поступить так, как меня учили родители, как воспитывали учителя, в противном случае все будут считать меня плохим человеком».

Согласитесь, что это неправдоподобно. Смею предположить, что нравственный выбор подготавливается всей предыдущей жизнью. Он так же естественен для человека, как сделать предпочтение между двумя яблоками.

Вот она – виселица с пятью петлями. Приговариваются к смерти пятеро: девочка Бася, пожилой Петр, мать троих детей Демчиха и партизаны: Рыбак и Сотников. Был ли у них выбор остаться в живых? Да. После казни одна петля так и останется пустой».

Вступление есть. Тезис выдвинут. Первый аргумент начат. Далее можно опереться на факты из жизни и все закончить выводом.

Эссе нетрудно писать, если есть что сказать и чем поделиться.

Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/kak-pisat-esse-po-literature-primeri-struktura-i-plan-napisaniya/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.