Как писать сочинение по картине?

Пишем сочинение по картине художника

Как писать сочинение по картине?

Если перед вами стоит задача, написать сочинение по картине художника, то мы поможем вам советами.

Как и любой другой вид сочинений, сочинение по картине имеет свою структуру, которой обязательно нужно придерживаться.

План написания сочинения по картине

Обычно, по картине задают написать сочинение-описание, либо сочинение-рассуждение. Если вам нужно написать описание, сосредоточьтесь в большей степени на описании деталей картины, если рассуждение – на ее значении и тех эмоциях, которые картина вызывает.

Сочинение по картине состоит из трех частей, однако, подходите к предложенному плану творчески, что-то можно пропустить, какие-то детали добавить от себя.

ВСТУПЛЕНИЕ

Во вступлении вы можете:

а) назвать картину и ее автора;

b) рассказать о том, как вы узнали о картине;

с)  упомянуть исторический период и события, которые предшествовали написанию картины;

d) рассказать о том, в каком стиле и какой техникой написана картина;

e) уточнить жанр картины. Это может быть портрет, натюрморт, батальный жанр (сцена боя), исторический жанр, пейзаж (лесной, морской), жанровая сцена (городская, сельская) и др.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В основной части можно сделать следующее:

а) Расскажите о композиции картины, о том, как построено изображение, за счет чего автор добивается объемности, или красочности, или таинственности. Как передана атмосфера? Кто или что находится в центре композиции? На втором плане? Если это жанровая картина, укажите, какую роль играет пейзаж на заднем плане.

b) Охарактеризуйте цветовую палитру предложенной картины. Опишите тональность используемых красок – темная или холодная, светлая или темная. Какие чувства у вас вызывают использованные цвета? Почему?

с) Обратите внимание на то, куда на картине падает свет. Опишите характер света – яркий или рассеянный, солнечный или искусственный. Что на картине освещено больше всего? Почему?

d) Расскажите, в чем идея картины. Ради чего она написана? Какие эмоции хотел передать художник? Какие мысли вызвала картина? Какие чувства?

Данная таблица-шаблон также подскажет вам несколько идей, что можно написать в основной части сочинения по картине.

ЭЛЕМЕНТ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?
Композиция Что делает изображение целостным? Как располагаются объекты по отношению друг к другу в пространстве холста? Что / Кто является центрально фигурой? Как другие объекты расположены по отношению к центральному? То, как автор сводит все объекты воедино, объясняет влияние на внимание зрителя. Композиция также создает тон, настроение и смысл картины.
Элементы дизайна «Художественные изюминки», которые использует художник Какие элементы дизайна являются наиболее важными в этой картине (цвет, линии, фактура, форма, величина, размер, текст, движение)? То, что автор использует, и то, чего не использует, может много сказать о замысле автора.
Фокусная точка То, на что вы сразу обращаете внимание, когда смотрите на картину. На чем фокусируется внимание? Какие приемы помогли художнику сфокусировать внимание именно на данном объекте? Понимание того, что находится в фокусе, поможет вам сформулировать идею картины.
Палитра Цвета, которые использовал художник Какие цвета используются? Как эти цвета влияют на атмосферу, настроение и смысл изображения? Цвета предсказуемы или непредсказуемы? (например: предсказуемо использовать красный для выражения опасности) Цвета помогают создавать  настроение, выделять отдельные части изображения, соединять детали изображения или выражать символический смысл.
Линии Характер линий, которые использовал художник. Как линии помогают привлечь внимание к объекту, передать характер изображения? Обычно характер линий многое говорит о том, что хочет передать автор.
Текстуры Текстура может быть шероховатая или гладкая, 2-х и 3-х -мерная. Есть ли текстуры? Какова их задача? Текстуры приближают изображения к реальным объектам, помогают задействовать иные чувства восприятия, помимо зрения.
Формы То, как художник использует круги, квадраты, прямоугольники, овалы и другие фигуры. Какие формы, использует художник? Как форма или отношения между фигурами помогает сфокусировать внимание? Наши глаза фокусируются на знакомых формах. Это часто используется художниками для достижения цели.
Свет и тень Использование света и тени помогает создать объем в картине. Как автор использует свет и тень? На что направлен свет? Что остается в тени? Светотени помогают объектам становиться более реальными, почти осязаемыми. Свет и тень помогает автору делать смысловые акценты в изображении.
Объем Использование различных приемов, которые делают объекты объемными. Как используется свет и тень? Есть ли в этом символический смысл? За счет чего, помимо света и тени, создается объем? (передний план, задний план) Объем важен не менее, чем цвет. Чем объемнее кажется объект, тем он более значим для понимания смысла.
Размер Проанализировать можно как размер всей картины, так и размер объектов, нарисованной на ней. Почему картина именно такого размера? О чем говорит размер отдельных деталей? Размер картины или деталей приближает нас к разгадке авторского замысла.
Символические элементы Особые детали на картине могут иметь символическое значение. Какие объекты имеют символическое значение? Каково это значение? При помощи символов автор создает атмосферу и передает основную мысль

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

а) Опишите чувства, которые вызвала в вас картина. О чем заставила задуматься? Быть может вам захотелось побольше узнать о художнике, его жизни и творчестве?

Что нужно знать о визуальном искусстве?

Искусство, безусловно, влияет на каждого. Оно заставляет нас чувствовать радость, печаль или отвращение, искусство часто высказывает идеи, которые выходят за рамки рационального мышления и языка.

Искусство передает эмоции не только посредством вдохновения художника, но также при помощи художественных методов визуальной коммуникации, именно поэтому письменный анализ картины требует базового понимания методов визуальной коммуникации.

Мы хотим привести еще несколько пунктов, которые вы можете проанализировать в ходе работы над сочинением-описанием картины.

  1. Узнайте размеры картины в оригинале. Подумайте, почему автор выбрал тот или иной размер. Большие картины, как правило, призваны передавать масштаб, а маленькие – концентрировать идею.
  2. Оцените четкость изображения. Элементы имеют четкие линии и границы, и тем самым представляют реальный объект, либо же предметы не имеют определенной формы ввиду некой авторской задумки. Что это за задумка?
  3. Запомните, любое произведение искусства направлено на зрителя, поэтому задумайтесь над:
  • целью художника,
  • его предполагаемой аудитории,
  • как целевая аудитория повлияла на выбор техники и цвета,
  • историческим контекстом, в котором было создано произведение искусства.

Надеюсь, эти советы помогут вам написать сочинение по картине.

Источник: https://sochinenie-rus.ru/kak-napisat-sochinenie-po-kartine/

Как написать сочинение по картине

Как писать сочинение по картине?

В школьной программе среди работ по развитию речи большое внимание уделяется сочинениям по картине. Через восприятие художественного полотна дети учатся выражать свои мысли, чувства и эмоции. Картины великих мастеров не только будят воображение, но и приобщают к высокому миру искусства.

В зависимости от жанра сочинения (сочинение-рассуждение или сочинение-описание) существуют определенные правила его построения и специфика раскрытия темы.

Однако на первом плане всегда остается умение проникнуться чувствами, которые вызывает художественное произведение, выразить свое видение картины, разобраться в средствах художественной выразительности. Но выразить свои мысли не так и просто.

А потому мой рассказ о том как писать сочинение описание по картине будет весьма кстати.

Как работать над сочинением-описанием по картине?

1. Настройтесь на творческий подход к процессу написания сочинения. Сначала внимательно рассмотрите произведение художника. Пока ничего не описывая, определите (это важно), что изображено на переднем плане картины, что является ее фоном.

Обратите внимание на мелкие детали, расположенные по краям картины. Взгляните на полотно общим взглядом, отметьте цветовую гамму произведения (это важный элемент в описании). И еще – как влияет на ваше настроение и восприятие то, что изображено на картине. После этого приступайте к сочинению.

2. Не забывайте, что ваша работа должна содержать три главных части (небольшое вступление, основная часть и выводы). Нередко ученики начинают с рассказа о художнике. Действительно, неплохо бы предварительно узнать о некоторых сведениях из жизни автора картины, возможно, связанных с сюжетом произведения, либо повлиявших на его создание.

Подумайте, как по-особому (не по шаблону) начать сочинение.

Возможно, сначала вы захотите упомянуть интересные факты, связанные с жизнью автора или с самой картиной, с сюжетом или историческими лицами, изображенными на ней.

Возможен и другой вариант – начать сразу с описания ваших эмоций и настроения, вызванных этим полотном, а затем перейти к более детальному описанию, показав, как художнику удалось передать вам эти чувства.

3. В основной части вы должны суметь не просто описать картину, но и рассказать о главной мысли автора, и какими художественными средствами он ее передал.

Если это пейзаж, опишите, что изобразил художник. Как он назвал свое произведение. Пишите своими словами, стараясь подобрать интересные сравнения, эпитеты, точные и красочные определения. Проводите параллели со стихотворными строками, созвучными настроению данной картины (например, у Есенина, Фета и других поэтов).

Обязательно обратите внимание на различные детали пейзажа (все в картине имеет значение). Например, подумайте над тем, почему на втором плане художник большое место отвел изображению неба или широким просторам. Как они выглядят.

Укажите даже на самые малые детали пейзажа. Не стесняйтесь делиться своими мыслями и выводами, которые возникнут у вас в ходе описания. Это придаст вашему сочинению индивидуальность.

Сделайте свой вывод, смог ли художник через состояние природы передать свое настроение.

4. Если картина относится к батальной живописи, вам необходимо будет дать краткую информацию об историческом событии, которое отразил художник. В подобных картинах виден сюжет, известна предыстория и последующие события.

Здесь важно обратить внимание не только на главных, но и на второстепенных персонажей и окружающие их предметы (помните, что в любой, казалось бы, незначительной детали присутствует авторское отношение к изображаемому).

Вглядитесь в их лица, позы. Опишите, где развиваются события, какими красками пользуется художник и почему. Что таким образом он подчеркивает (к примеру, тревогу или воодушевление, самообладание героев).

Подумайте, что особенного в этой картине, чем она вас заинтересовала и не оставила равнодушным. Это будут ваши личные мысли, которые выделят сочинение, среди других. Рассуждайте, что заставило художника обратиться именно к этому сюжету, что он хотел донести до людей.

5. Описание по картине портрета предполагает умение видеть и замечать множество деталей, оттенков и художественных средств, с помощью которых автор передал свое отношение к изображаемой личности. Поэтому внимательнее приглядитесь к персонажу картины. Что вы видите в его глазах, в выражении лица.

Что можете сказать о его настроении (доволен ли жизнью, безмятежен, грозен, уставший и т.д.), какие чувства вызывает у вас эта личность. Возможно, какие-то внешние особенности (морщинки у глаз, живой блеск глаз, волевой подбородок и прочее) указывают на характер героя. Выскажите о нем свое мнение.

Какие мысли вы смогли прочесть на лице этого человека.

Опишите детали окружающих его предметов, а также одежды и украшений. Например, отметьте, с какой тщательностью художник вырисовывал складки струящегося шелка, блеск атласа, передал тепло мягкого бархата. Все в картине служит передаче определенного настроения (как героя портрета, так и самого автора) — постарайтесь его уловить и рассказать о нем.

Если перед вами портрет известного исторического деятеля, коснитесь его биографии, используя лишь те факты, которые могут подтвердить сведения о характере этого человека и тех личностных чертах, которые хотел подчеркнуть художник. Не перегружайте свое сочинение ненужной информацией. В заключении обязательно выразите собственное мнение о портрете.

6. Описание по картине должно включать в себя информацию о том, какими приемами пользовался художник для создания своих образов. Следовательно, не забудьте коснуться того, как выполнены детали картины: какие мазки (легкие, осторожные или уверенные, широкие), какие цвета и краски (холодные, теплые, светлые, темные), как использовано пространство (центр, дальний план и передний), и т.д.

М. Светлана,

Источник: https://sochinenie212.wordpress.com/2017/07/17/kak-napisat-sochinenie-po-kartine/

Как писать сочинение по картине? Идеи для вдохновения

Как писать сочинение по картине?
Образование 3 марта 2016

В этой статье поговорим о том, как писать сочинение по картине. Для многих школьников подобная тема по литературе может показаться не столько сложной, сколько неинтересной. К сожалению, учителя не всегда могут объяснить, зачем вообще нужно описывать картину, какой в этом смысл. На самом деле описывать картины очень интересно.

И что же интересного в описании картины?

Такой мрачный подзаголовок — это наболевший вопрос школьников, которым безразличны искусство и литература. Но школа требует от учеников выполнения заданий. Пусть описание сочинения будет увлекательным.

Как писать сочинение по картине? Посмотрите на нее. Что видите на ней? Какие она вызывает у вас чувства, ощущения? С чем может ассоциироваться? Не бойтесь выражать свои мысли. Может, будет интересно, и вы посмотрите другие картины этого же художника.

Какие они? Веселые, грустные, теплые, холодные?

Даже в неинтересном портрете можно найти что-то ценное. Например, во взгляде того, кто позирует. Какие глаза у этого человека, какой он может быть профессии, какой у него характер? Посмотрите на портрет минуты три. Не стоит в этот момент отвлекаться. Пусть все внимание будет уделено картине или портрету.

“Золотая осень” И. И. Левитана

Напишем сочинение по картине. Осень — время года, которое нас интересует. Пусть примером станет работа И. И. Левитана. Осенняя пора — это яркие листья на деревьях, похолодание, перелет птиц, заготовки на зиму. Нарисовал это время года художник Исаак Ильич Левитан. Опишем картину “Золотая осень”.

Что мы видим? Давайте представим себя художниками. Переместимся на берег реки с холстом и красками, возьмем кисточку. Но прежде чем начать рисовать, изучим взглядом то, что перед нами представляется. Голубое небо, кучевые облака.

В этот день, скорее всего, была переменная облачность с прояснениями. В такую погоду полезно гулять по лесу. Желтые, оранжевые, красные и зеленые листья радуют глаз. При виде такой красоты можно забыть, что осень — это дождливое и холодное время года. Трава еще зеленая.

Есть шанс пройтись по ней, пока не выпал снег.

А какая вода в реке? Спокойная, холодная, видно отражение неба и облаков. Создается ощущение, что ее можно перешагнуть. В целом природа радует глаз. Автор, возможно, хотел сказать, что осень — замечательное время года.

“Летом” А. А. Пластова

Будет ли художник рисовать природу, если он ее не любит? Скорее всего, нет. А будет ли он рисовать людей на природе, если он не любит ни тех, ни других? Тоже нет.

А значит, в любую картину, связанную с природой, вложен талант мастера, все, что вмещает его душа. Такое искусство нельзя не заметить. Рассмотрим сочинение по картине (лето — рассматриваемое время года).

Возьмем в пример известного автора А. А. Пластова и его картину “Летом”.

Одного взгляда на картину достаточно для того, чтобы захотеть очутиться там же. Какая добрая природа там, которая щедро дарит все: пищу, уют, тишину, здоровье. Посмотрите на героев картины. Мать девочки прилегла отдохнуть после долгой дороги.

Девочка сидит рядом и собирает ягоды с сорванной веточки. Слева стоят ведро и корзина, наполненные грибами. Возле девочки спит собака. Кругом растут красивые цветы. Путники расположились в тени березок.

О чем хотел сказать художник? Природа любит всех, дает все бесплатно, нужно и людям уметь ее любить.

“Зима” И. И. Шишкина

Несмотря на сильный холод, ветер и суровую погоду, художники отважно идут трудиться. Все авторы зимних картин заслуживают похвалы и внимания.

Не каждый человек решится провести много часов на холоде ради того, чтобы поделиться радостью от увиденного. Как писать сочинение по картине на зимнюю тематику? Так же, как и про осень.

Только нужно помнить: важны ощущения, чувства, впечатления автора сочинения. Давайте выберем для примера картину “Зима” Ивана Ивановича Шишкина.

Что мы здесь видим? Сосновый лес, снег. Судя по тому, какая светлая картина, скорее всего, художник выбрал хорошую погоду. В лесу очень много бревен, поваленных деревьев. Все кругом покрыто снегом.

Создается впечатление, будто природа на несколько месяцев накрыла белым огромным покрывалом землю и все, что находится на поверхности. Сосны выглядят сказочными. Такая картина, несмотря на некоторую суровость, несет тепло, радость.

Здесь изображена естественная красота.

“Портрет Милы” В. И. Хабарова

Описывать портреты не менее интересно, чем пейзажи. В человеке можно увидеть не только характер, но и предположить, чем он увлечен, как живет. Таким примером послужит картина Валерия Иосифовича Хабарова “Портрет Милы”.

Девочка сидит в кресле и читает книгу. Судя по ее взгляду, на той странице, где она остановилась, имеется интересный сюжет. Может быть, зрителю в данный момент захочется попросить у девочки почитать отрывок того текста или вообще все произведение.

Под креслом лежат коньки. Возможно, что она недавно пришла домой с катка. Мебель, стены, лампа выдают стиль советской эпохи, когда дети больше увлекались чтением, играми с друзьями во дворе или дома. Примерно таким можно написать сочинение по картине.

Портрет человека описывать несложно.

Заключение

Так в чем же смысл описания картин? Каждый человек может решить сам для себя. Кому-то интересна история советской или более ранней эпохи, кто-то хочет узнать, какие бывают люди.

Невозможно угадать заранее, что видит зритель. Сказать просто “Вижу девочку с книгой” — это неправильно. Нужно уметь замечать все детали.

Как писать сочинение по картине, если у человека нет воображения? Нужно тренироваться, рассматривать каждую деталь.

Источник: .ru Образование
Как написать сочинение по картине “Опять двойка”

Картина “Опять двойка” — классика социалистического реализма. Она является одним из самых любимых произведений советской живописи. Сейчас она находится в Третьяковской галлерее.

Образование
Как писать сочинение по литературе: образец, примеры

Написание сочинения одним школьникам дается легко, а для других представляет трудности. Однако подобную работу вполне можно написать на хорошую оценку. Тренировка в написании сочинений, соблюдение некоторых правил, ши…

Искусство и развлечения
Сочинение по картине Васнецова «Аленушка» для школьников

Перед тем как написать сочинение по картине Васнецова «Аленушка», можно ознакомиться с биографией автора, узнать предысторию создания шедевра, после этого изучить описание пейзажа, героини. Тогда письменна…

Образование
Сочинение по картине Пластова “Летом” для школьников разных возрастов

Описание художественных произведений – это нередкое задание для детей школьного возраста. Сочинение по картине Пластова «Летом» – одна из работ, которые могут задать к написанию школьникам. Мамам и п…

Образование
Левитан “Золотая осень” – сочинение по картине для школьников

Очень красиво художественное творение Левитана – «Золотая осень». Сочинение по картине написать сможет даже ученик младших классов. Самое главное – понять, какие эмоции передавал художник, и в красках опи…

Образование
Сочинение по картине “Конец зимы, полдень” для школьников

В школьной программе есть такой вид задания, как сочинение по картине «Конец зимы, полдень». Если на дом задали такой вид творческой работы, то стоит подготовить ребенка к этому. Мамы и папы должны понимат…

Образование
“Дети, бегущие от грозы” – сочинение по картине для школьников

Для того чтобы в полой мере передать эмоцию и настроение в картине, нужно быть настоящим профессионалом. Именно так можно назвать художника К.Е.Маковского, на основании рисунка которого можно писать целые произведения…

Образование
Сочинение по картине «Детская спортивная школа». Идеи и рекомендации

Сочинение по картине – одна из самых распространенных школьных работ. Придется потратить немало сил, чтобы качественно описать происходящие на ней события. В данной статье речь пойдет об известной картине А.В. С…

Образование
Как правильно написать сочинение по картине? Каким принципам изложения надо следовать?

Многие школьники не знают, как правильно написать сочинение по картине. Потому что большинство из них привыкло, что педагог озвучивает тему, и они пишут на неё своё эссе. Тут же всё иначе – лишь название картины…

Образование
Как научиться писать сочинение по литературе? План сочинения по литературе

Как научиться писать сочинение по литературе? Ответу на данный вопрос посвящена наша статья. Написание сочинения представляет собой одну из самых сложных и важных задач в обучении. Прежде всего, посмотрим на само это …

Источник: http://monateka.com/article/183362/

Сочинение по картине

Как писать сочинение по картине?

Школьники делают первые шаги в мире живописи, учатся постигать невероятно загадочный и увлекательный мир красок и впечатлений.

Трудно добиться, чтобы изобразительное искусство завладело чувствами детей, открыло для них новые, неповторимые в своей красоте горизонты.

На уроках развития речи, посвящённых описанию картины, ученики рассматривают художественное полотно, собирают необходимый материал, по плану пишут сочинение. Учителю нужно органично соединить обучение навыкам письменной речи и воспитание интереса к искусству.

Чтобы написать сочинение по картине, нужно внимательно её рассмотреть и определить:

1. Жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт).

2. Что на ней изображено? Общее впечатление.

3. Композиция картины: передний, задний план.

4. Настроение, вызываемое картиной.

5. Выразительные средства (формат, свет, колорит).

6. Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.

Советы для подготовительной работы

1. Подбирая материал для написания сочинения по картине, обращайтесь к фактам, чтобы сформировать своё представление о картине.

2. Познакомьтесь с личностью художника, историей создания картины.

3. Не забудьте об особенностях жанра: пейзажа, бытовой зарисовки, портрета, натюрморта.

4. Найдите особые детали, определите цветовое решение и творческую манеру автора.

5. Определите, что изображено на переднем, заднем плане полотна, что является фоном, уточните детали.

6. Не забудьте подробно описать цветовую гамму, использованную художником.

7. Постарайтесь написать так, чтобы тот, кто никогда не видел этой картины, мог представить себе её и захотел познакомиться с творчеством художника.

8. Составьте план сочинения.

Простой план:

1. Вступление (слово о художнике)

2. Основную часть (описание картины)

3. Выводы (Чем понравилась и запомнилась картина? Почему?)

Подробный план:

1. Жанр картины, автор, название.

2. История создания произведения.

3. Кто или что изображено на картине?

4. Детали.

5. Использование художником выразительных и композиционных средств.  

6. Роль этих средств в выражении авторской позиции, идеи картины.

7. Впечатления от картины, оценка, настроение.

Давайте познакомимся с творческими работами обучающихся.

В.Д. Поленова “Московский дворик”

Личность художника В.Д. Поленова была окружена славой и восторженным поклонением молодежи. Современники воспринимали его картины как живописное откровение. Теперь многие полотна художника хранятся в Третьяковской галерее. Яркостью и необычностью привлекает к себе картина “Московский дворик”.

С первого взгляда может показаться, что перед нами небольшой деревенский дворик, совсем не похожий на современные московские дворы и площадки. Он зарос зелёной травкой, лопухами, репейником и ромашками, исчерчен тропинками.

Перед покосившимся забором стоит накрытый крышкой старый погреб. Часть сада выходит во дворик, сквозь ветви можно рассмотреть белый дом с колоннами. На ветхой крыше сарая растут кустики, а справа на верёвке сушится бельё.

На картине дворик чистый и уютный. От него веет спокойствием и тишиной. Здесь беззаботно играют ребятишки, женщина несёт ведро, квохчут куры, дремлет на солнце запряжённая в телегу лошадка.

А вдалеке видны крыши невысоких московских домов и белокаменный храм с пятью главами и колокольней. По ясному голубому небу плывут затейливые облачка. Полдень. Солнце не жгучее, а ласковое.

Всем хорошо на солнышке!

Картина словно насыщена воздухом и теплом. Радостно на душе, когда наблюдаешь гармоничный мир тихого московского дворика. Художник изобразил вроде бы обычный будний день, повседневные дела людей, но сумел передать всё очарование старой купеческой Москвы.

И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”

Художник И. Э. Грабарь прожил долгую жизнь, создал замечательные пейзажи, натюрморты, портреты. Он очень любил нашу северную зиму. У него есть картины о сентябрьском, мартовском снеге. Но один из самых известных его пейзажей — “Февральская лазурь”.

Когда смотришь на полотно художника, испытываешь какое-то особое волнение. Какая удивительная красота! Сколько солнца и воздуха! А ведь кажется, что ничего особенного на ней не изображено — стоят деревья, обычные русские берёзы. Без листьев даже. Вот летом деревья одеты в зелёный наряд, а сейчас-то зима!

Снизу по-особенному выделяется одна из берёз. Она изображена близко, но так, что вся поместилась на полотне. Видны все цвета сразу — и стволов берёз, и ветвей, и неба.

Художник задался целью показать удивительную красоту февральского дня, хотел взволновать этой красотой других. Он словно говорит: посмотрите, какие красивые берёзки, полюбуйтесь ими. Да, хорошо зимой, когда светит солнце и сияет снег, когда переливается голубой эмалью лазоревое небо и стоят во всей своей красе высокие белые берёзы.

И.М. Прянишникова “Порожняки”

Одним из талантливейших мастеров бытовой картины был И.М. Прянишников. Ему не чужды были сюжеты, подсказанные русской литературой. На первой передвижной выставке художник представил свою картину “Порожняки”, которую назвали лучшей среди всех других полотен.

На картине изображено семь пустых подвод, возвращающихся из города в деревню без поклажи, без груза. Извозчики сидят на дне саней, пряча от холода лица и руки.

Но привлекает внимание зрителя семинарист, одетый в чёрное пальтишко, полосатые брюки и совсем не зимние сапоги.

Пытаясь согреться, он надвинул на самый лоб форменную фуражку, спрятал руки в рукавах не спасающего от холода пальто, а шею обмотал тонким красным шарфом.

Одежда юноши помогает определить, что герой картины учится в семинарии, его жизнь связана с лишениями и бедностью. Всё достояние семинариста — стопка книг. По его исхудалому лицу видно, какой ценой даётся нелёгкий путь к знаниям.

Немалую роль в замысле художника играет пейзаж. Перед глазами открывается широкая белая равнина: стая ворон кормится на обочине дороги, за санями увязалась собака, в глубоком снегу она ищет полёвок.  На горизонте жёлтым пятном выделяется полоса заката, туманная дымка обещает ветер и крепкий мороз.

Художнику удалось изобразить не только состояние природы, но и ощущения и переживания героя, мечтающего о лучшей доле. Видно, с какой глубокой симпатией автор полотна относится к человеку, который готов бескорыстно нести знания людям.

Воспользуйтесь презентацией «Как написать сочинение по картине».

Литература

1. Верещагина Л.Н. Сочинение по картине В. Поленова “Московский дворик” / Уроки литературы. – 2000. – № 3.

2. Картины И. Э. Грабаря http://igor-grabar.ru/kartiny.php

3. Картины В.Д. Поленова http://www.museum-online.ru/peredvizhniki/Vasiliy_Dmitrievich_Polenov

4. Картины И.М. Прянишникова http://vsdn.ru/museum/catalogue/category70156.htm

5. Колокольцев Е.Н. Бытовая картина на уроках литературы / Уроки литературы. – 2006. – № 2.

6. Федькина Л.В. Формирование художественного мышления на уроках развития речи (Урок по картине И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”) / Русский язык в школе. – 1985. – № 1.

Источник: http://ruslita.ru/15-uroki/375-sochinenie-po-kartine

Как научить ребенка писать сочинение по картине

Как писать сочинение по картине?

Сочинения, которые дети пишут на протяжении всей школьной жизни, нужны не только для освоения учебной программы, но и для развития речи, а также творческой составляющей учащегося. В большей степени учителя преподают лишь техническую сторону процесса.

Школьников обучают тому, как правильно составить план, выделить главную тему, соблюсти общий речевой стиль сочинения. Это, безусловно, помогает в дальнейшем сочинять согласно установленным стандартам, однако вырабатывание индивидуального художественного стиля тормозится.

Чтобы работа над сочинением не составляла особого труда для ученика, родители могут тренировать его дома. Лучше начинать с наиболее доступного для младшего школьника типа. В домашних занятиях, например, можно показать, как писать сочинение по картине.

Благодаря таким тренировкам у ребенка начнет вырабатываться грамотная и богатая речь, а также широкий словарный запас, что поможет писать любые сочинения без особых затруднений.

Техника правильного написания сочинения по картине

Педагогами давно разработаны основные правила, которые надо знать родителям, чтобы потом обсудить их с маленьким школьником. Усвоив этот шаблон, ребенок легко сможет научиться писать сочинение по картине.

Структура текста

При работе с любым текстом необходимо определить его структуру. То же самое происходит и с сочинением. Перед тем, как начать работу, нужно помнить, что всегда происходит деление текста на три части:

  • вступление;
  • основная часть;
  • заключение.

Вступление

Вводит в основную часть текста, не должно быть слишком длинным. Обычно начинается следующим предложением: “Передо мной произведение (художника) (название картины)”.

Основная часть

Прежде, чем начать писать, нужно внимательно рассмотреть картину и определить:

  1. Передний план. Сначала необходимо установить к какому жанру относится картина, ведь разница между портретом и пейзажем – колоссальная. В случае с визуальным искусством (портретом, анималистикой или натюрмортом) на переднем плане чаще всего выступает человек, животное или, находящаяся ближе всех к смотрящему, вещь. Определение объекта на первом плане, как правило, происходит автоматически на подсознательном уровне. Однако, если это пейзаж, то расположение ключевого объекта не так очевидно. Наиболее точный принцип определения первого плана пейзажа является тот, что используется при натюрморте. Для это нужно разделить картину на две половины по горизонтали и проанализировать их содержание. Там, где находится большее количество объектов и ключевых фигур, осуществлена основная идея картины.
  2. Задний план. Здесь необходимо уделить внимание фону, на котором находится главный объект. Обычно задний план задает общее настроение, поэтому в нем идет сильный упор на цветовую гамму. Картины батального жанра чаще всего детализированы больше других, что дает возможность подробнее описать сцену.
  3. Мелкие детали. Этот пункт соблюдается в любом жанре картины. Нужно подробно описать любые приглянувшиеся детали, раскрывая их значение и уместность. В большинстве случаев они находятся на главном объекте. На фоне они проявляют себя лишь в дополнении к основным элементам. Ими являются скрупулезные цветовые переходы, незаметные с первого взгляда, или проработанный элемент по типу складок, аксессуаров или взгляда, в котором кроется вся суть картины.
  4. Цветовая гамма. Цвет – первое, что визуально воспринимает человек. Следует научить школьника передавать описание в соответствии с теплыми и холодными оттенками, которые передают атмосферу картины.

Придерживаясь данных правил и применяя соответствие “передний план – детали, задний план – цветовая гамма”, написать сочинение по картине станет не столь трудной задачей.

План сочинения

Когда базовые знания о технической составляющей картины есть и известна ее структура, необходимо составить план согласно требованиям. Стандартная схема плана представляет собой:

Вступление:

  • справка о творчестве художника (какие стили использовал, направление в работах и когда были написаны);
  • справка о картине (под влиянием каких факторов была написана, ее жанр, а также название и год создания);

Основная часть (описание картины):

  • сюжет картины;
  • описание переднего и заднего планов;
  • описание внешнего вида главных героев (если присутствуют);
  • детали;
  • цветовая гамма;
  • роль и используемые художником средства выражения.

Заключение:

  • собственное мнение о картине;
  • общий анализ и описание того, что хотел сказать автор.

Элементы плана могут меняться в зависимости от жанра картины, ее содержания и других факторов. Однако вышеперечисленные установки представляют собой наиболее полное раскрытие содержания картины при описании.

Используемые приемы описания

Существует четыре основных приема описания, тесно связанных друг с другом, но имеющие существенные различия в своей основе. Ими являются:

  • Картинное описание. Прием, который служит для эмоционального воспроизведения того, что находится на картине. Особенно характерно для пейзажей или батального жанра, где необходимо сухо описать факты и передать в тексте то настроение, которое пытался создать художник.
  • Аналитическое описание. Заключается в описании составных элементов чего-либо, то есть деталей. Этот прием очень важен для описания свойств предметов, находящихся у героев, или второстепенных объектов (памятники, архитектурные строения и т.д.).
  • Образная характеристика. Описание представленных на картине групп людей. Характеристика определенного образа необходима для полного раскрытия и наиболее точного описания вида персонажей. В этом также помогут знания истории того периода, в котором происходит действие картины. Наглядная польза от этого приема видна на картинах батального жанра.
  • Характеристика исторической личности. В некоторых произведениях ключевой фигурой является какой-либо исторический персонаж, а все остальное лишь дополнение к его образу. Он выходит на передний план и, так как является исторически важным персонажем, должен описываться согласно следующим характеристикам: внешний облик, признаки личности, вклад или влияние на события, происходящие на картине.

Важно: самостоятельно использовать эти приемы в начальной школе трудно, поэтому ребенку придется помогать в их овладении на домашних занятиях, одновременно прививая ему умение верного использования способов описания.

Полное раскрытие темы с использованием приемов описания, а также понимание той мысли, что хотел донести автор, является лишь первым этапом.

Помимо рассуждения о картине как с технической, так и с эмоциональной стороны, необходимо сделать соответствующий вывод. Он должен основываться на объективном восприятии и субъективной оценке в том виде, в котором была понята картина.

В выводе стоит указать насколько описываемое произведение привычно для художника и какое место в его жизни она занимала.

Советы родителям:

  1. Если ребенок увлекается художественным искусством и хорошо разбирается в применении палитры красок, то эти знания могут ему помочь. В основной части сочинения (цветовая гамма или детали) можно сделать акцент на правильном применении тени или цвета. В полной мере раскрывая то, как он влияет на общее настроение картины или описываемого в ней периода.

  2. В случае описания картины батального жанра всегда необходимо давать историческую справку о происходящих событиях. Также стоит приглядеться к любым незначительным деталям персонажей, будь то лицо или поза, ведь в них заложена авторская идея, способствующая раскрытию всего сюжета.
  3. Описание портрета точно так же требует детального осмотра.

    Автор передает отношение к портрету посредством деталей в гардеробе персонажа, оттенков, взгляда и других частях тела. Всматриваясь в картину необходимо чувствовать настроение и характер личности. Также не стоит забывать и об окружающей среде главного героя, учесть на что сделан акцент.

  4. Если в начальной школе уделить внимание тому, как тщательно ребенок подходит к описанию картины, то в будущем это поможет ему легче замечать важные детали. Поэтому при описании стоит уделить внимание тому, какие мазки использовал художник (легкие или твердые), тон красок (холодный или теплый), как использовал пространство (расположение объектов в центре, по бокам и т.д.).

    Подсказкой для правильной оценки пространства может стать горизонт, где его расположение снизу говорит об акценте художника на небо, а вверху – на землю. В начальной школе достаточно лишь легкого упоминания об этом, чтобы со временем в сочинениях старшей школы это появлялось чаще.

  5. В описании картины также может помочь ее форма.

    Если произведение выполнено на широком горизонтальном холсте, то автор, скорее всего, хочет передать протяженность и величие происходящего. Картина, вытянутая вертикально говорит о стремлении вверх и возвышенности чувств, она может не вызывать таких ярких эмоций, как панорамная, характеризуя собой спокойствие и тишину.

Обучение написанию сочинения, особенно в начальной школе, трудоемкий процесс, который каждый раз сталкивается с вопросами “Зачем? Почему?” Ответ на данные вопросы кроется в самом значении слова “сочинение”. Ребенок в процессе приучает себя к самостоятельной работе и активной мозговой деятельности, что тренирует его воображение и скорость мышления.

При грамотном обучении не только учителями, но и родителями, у учащегося не будет проблем с причинно-следственной связью в тексте, подбором слов, рассуждением и формулировкой собственных мыслей. Эти знания пригодятся и в личной жизни, что оправдывает тяжелую работу в начальной школе перспективой на годы вперед.

Источник: https://myintelligentkids.com/kak-nauchit-rebenka-pisat-sochinenie-po-kartine

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.