Как правильно писать сочинение?

Содержание
  1. Как написать сочинение
  2. Виды сочинений
  3. Структура сочинения
  4. Вступление
  5. Основная часть
  6. Заключение
  7. Полезные советы по написанию сочинения
  8. Как научиться писать сочинение: советы педагога
  9. Как правильно работать над школьным сочинением
  10. Лексическое богатство
  11. Варианты игр на расширение словарного запаса
  12. Правила успешной работы над сочинением по литературному произведению
  13. Как научить ребенка писать сочинение: советы родителям от учителя русского языка и литературы
  14. Алгоритм работы над сочинением
  15. Как работать с критикой, статьями из интернета?
  16. Сочинение по картине
  17. Сочинение — миниатюра
  18. Сочинение-рассуждение
  19. Сочинение по литературе
  20. Как писать правильное сочинение? План, правила, алгоритм и схема написания сочинения
  21. Определение понятия
  22. Выбор темы и соответствие ей
  23. Аргументированность точки зрения
  24. Последовательность текста
  25. Собственное мышление
  26. Оригинальный и выразительный стиль
  27. Использование эпиграфов и цитат
  28. Достоверность исторических и литературных фактов
  29. Правильность речи, грамотность и знание литературных норм
  30. Как правильно писать сочинения
  31. Эпиграф, введение и заключение
  32. Основная часть
  33. Дополнительные вопросы

Как написать сочинение

Как правильно писать сочинение?

Задания по написанию сочинения являются обязательными в программе любого образовательного учреждения. Они направлены на развитие словесных и творческих возможностей учащихся, формируют способность анализировать и излагать своими словами полученные знания.

Далеко не каждый ученик от рождения обладает талантом к сочинительству. Закоренелые технари, щелкающие математические формулы как орешки, порой откровенно страдают, пытаясь написать мало-мальски удобоваримый текст.

Некоторые ошибочно полагают, что писательство нельзя разложить по полочкам, а потом с удивлением замечают, что способов, подсказок и уловок, как писать сочинение, существует великое множество.

В какой-то степени их можно свести к своего рода формуле.

Виды сочинений

Для начала необходимо определиться, какого рода работа требуется преподавателю. По своему содержанию сочинения делятся на следующие подвиды:

  • Описание.Иными словами, характеристика. Чаще всего используется в текстах, направленных на словесное изображение портретов, характеров, состояний персонажей или окружающей действительности. В описании обильно используются качественные прилагательные и глаголы в настоящем времени, а также множество художественных приемов, как метафора, эпитет, сравнения. Форма написания сочинения-описания достаточно свободна и не имеет жестких структурных рамок.
  • Повествование.По сути это собственноручно написанный рассказ, содержащий такие элементы, как завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Пишущий обязан рассказать о происходящих событиях в надлежащей последовательности, в чем может помочь использование глаголов и причастий в настоящем времени.
  • Рассуждение.Наиболее любимый преподавателями тип задания. Как правило, писателю дается какой-нибудь довод или вопрос, который необходимо развить в работе, подкрепляя собственную точку зрения умозаключениями и конкретными доказательствами. Традиционная композиция рассуждений включает тезис (главную мысль сочинения), основную часть (перечисление аргументов) и вывод, в котором следует отразить справедливость/несправедливость или правильность/неправильность заданной темы.

Не редкость, что все три типа сочинений в той или иной мере могут присутствовать в одной работе. Например, если заданная тема подразумевает жизнеописание исторического деятеля, включающее субъективную оценку его личности и подразумевающее определенный вывод пишущего об указанном человеке. Тогда есть смысл говорить о некой универсальной структуре работы.

Структура сочинения

Как правило, структура сочинения представляет собой трехчастную форму.

Вступление

Грамотное вступление обязано определить общую тему и примерный ход мыслей автора. Иными словами, необходимо сжато, но полно обозначить направление сочинения, подняв несколько вопросов, на которые писатель собирается искать ответы. Недаром говорят, что краткость – сестра таланта, и именно вступительную часть эта присказка отражает лучше всего.

Существует несколько простых и дельных способов начать работу. К примеру, если речь идет о конкретном произведении творца, не лишним будет посвятить ему парочку предложений, плавно подведя к определенной работе. Можно воспользоваться риторическими вопросами или длинным рядом однородных членов.

Наиболее универсальный вариант вступления содержит собственное мнение автора сочинения, некие пространные размышления и оценки, которые он собирается развить в последующих частях.

Основная часть

Основная часть обязана логично вытекать из вступительного абзаца. В сердце сочинения необходимо подробно и доходчиво донести до читателя аргументы и доказательства, подтверждающие изложенную во вступлении точку зрения.

задача состоит в том, чтобы ещё до прочтения посторонним лицом заключительной части работы убедить его в правоте. Поэтому доводы нужно излагать грамотно и последовательно, начиная от менее убедительного к наиболее достоверному.

Можно использовать различные факты, ссылки, цитаты, народные мудрости и свидетельства очевидцев. При этом каждому из приведенных аргументов необходимо дать личную оценку, обозначив собственную точку зрения.

Заключение

Заключительная часть обязана дать четко сформулированные ответы на вопросы, поднятые во вступлении. Важно помнить, что ни одна из поднятых тем не должна остаться без ответа. Если автор сочинения чувствует, что какую-то тематику не удается подкрепить аргументами и сделать грамотный вывод, лучше вообще убрать данный вопрос из вводной части.

Иными словами, в заключении пишущий по сути повторяет содержание вступления, заменяя форму вопросительную на утвердительную.

Полезные советы по написанию сочинения

  • Перед тем, как приступить к работе, внимательно прочтите задание, «переварите» его и набросайте план, о чем можно было бы упомянуть в работе. Не факт, что каждый из пунктов переберется в окончательный вариант, но это будет неплохим подспорьем для начала.
  • Попробуйте сразу набросать какие-то мысли, не задумываясь о структуре и прочих формальностях. Просто опишите ваше первое впечатление, порассуждайте на тему без привязки к фактам, набросайте личное отношение. Важно определить собственную точку зрения до того, как прибегните к помощи иных источников.
  • После того, как вы обзавелись первоначальными набросками, обратитесь к литературе и прочим информационным ресурсам. Например, если предметом работы является конкретное произведение Шекспира, почитайте мнения критиков, статью из учебника или посмотрите интересный фильм. В век развития информационных технологий источников знаний более чем достаточно. Важно правильно воспользоваться ими. Не переписывайте чужие идеи слово в слово. Приведите одну цитату и постарайтесь дать ей качественную оценку. Размышляйте, прикидывайте, смотрите на тему под разными углами.
  • Обязательно напишите черновик! Писать сочинение сразу в чистую тетрадь – сродни литературному самоубийству. Любая работа требует повторной вычитки и редактирования. Если есть возможность, дайте черновой текст стороннему лицу – часто глаз, что называется, замыливается, не позволяя разглядеть очевидные ошибки и нестыковки. Не брезгуйте перечитывать написанное вслух – такой прием тоже упрощает поиск неточностей.
  • Сочинение можно начать с эпиграфа. Подобранные строки должны быть уместны и отвечать теме работы.
  • Следите за тем, чтобы сочинение было написано в едином стиле. Нельзя фамильярно обратиться к читателю во вступлении, а потом сыпать заумными словами в основной части. Подобные перемены сильно режут глаз и снижают общее впечатление от работы.
  • Делите текст на логичные абзацы! В непрерывном словоизлиянии невозможно не только уловить важные мысли, но и элементарно уследить за содержанием.
  • Если на выбор дается несколько тем, есть смысл набросать по одному-два предложения на каждую, а потом выбрать наиболее перспективную.

Любому, даже самому талантливому человеку написание сочинения на незнакомую тему дается нелегко. Но никогда не стоит опускать рук раньше времени и отчаиваться. В конце концов, даже великие писатели страдали от мук творчества.

Источник: https://krasna-devica.ru/article/6684-kak-napisat-sochinenie

Как научиться писать сочинение: советы педагога

Как правильно писать сочинение?

страница » Учеба, сессия, экзамены

В школе сочинения по литературе, языку пишут все, однако не у всех получается одинаково хорошо. Между тем, это умение и для взрослых важно. Сочинения легко даются тем, кто умеет мыслить логически, связывать факты, рассуждать на их основе. Если же вы хотите сформировать в себе эти качества, стоит заняться развитием речи.

Как правильно работать над школьным сочинением

Все сочинения можно условно разбить на две большие группы — по литературе (они пишутся на основе прочитанных произведений) и по языку (в них отражается жизненный опыт учащегося, также сюда относятся описания по картинам). Работа над ними проводится разная, но в первом приближении можно обозначить такой порядок.

  1. Начните с собирания материала для сочинения. Подумайте и запишите все, что вы знаете по заданной теме. Это могут быть ситуации, персонажи, эпизоды собственной жизни или публицистические материалы. Удобно обозначить их на отдельных карточках.

    Как это сделать, решите сами: записать несколькими словами или подробно, привести цитаты из книг, сделать схематические рисунки и тд. Карточки удобнее, чем конспект в тетради, потому что в процессе планирования своего сочинения вы сможете передвигать их, менять местами, тем самым делая ход своей мысли наглядным.

    На стадии собирания материала не ограничивайте себя: записывайте все, что кажется относящимся к теме.

  2. Продумайте идею работы — ту главную мысль, которую вы хотите донести до читателя. После этого начните выстраивать собранные материалы таким образом, чтобы они логично и последовательно привели к этой мысли. Если окажется, что вы сделали слишком много заготовок, не старайтесь втиснуть их в одну работу. Отнеситесь спокойно к тому, что какие-то останутся неиспользованными.

  3. Опорных моментов, ведущих к главной мысли, у вас должно быть несколько — как правило, три-четыре. Этого вполне достаточно для простой работы на несложную тему в 5 или 6 классе.

    Но и в старшей школе, в объемном сочинении по литературе не стоит усложнять главную мысль слишком большим количеством тезисов.

    Пусть их будет не много — просто их характер изменится: они усложнятся и обрастут подробностями.

Давайте посмотрим, какие идеи помогут написать сочинение на тему «Летние впечатления».

В такой работе можно отразить:

  • отдых на морском курорте или турбазе,
  • поездки на дачу,
  • летний детский лагерь.

В зависимости от вида отдыха нужно подобрать несколько самых ярких впечатлений. Например, в лагере это может быть:

  • знакомство и дружба с ребятами из других стран или регионов,
  • новое интересное хобби,
  • вечерний костер.

Отберите самые интересные эпизоды и расскажите, что происходило, как это принимали участники, что вам в этом понравилось. Расположите их в порядке нарастания яркости: тогда будет легко перейти к выводу о том, что летний отдых оставил удивительные впечатления и надолго запомнился.

Сделайте короткое вступление. Постарайтесь, чтобы оно было естественным и коррелировало с выводом в конце — то есть фактически идеей сочинения.

Когда вы работаете с сочинением-эссе, обращайте внимание не только на содержание, но и на то, насколько красиво и образно вы строите предложения.

Если речь идет о сочинении-размышлении, помните о основных частях: вступлении, основной части и выводах. Во введении должны быть главные тезисы, в основной части – примеры и доказательства, а в выводах – ваша точка зрения на заданную тему.

В сочинении-миниатюре должны быть тезис и объяснение.

Эти правила кажутся очень простыми, но они помогают создать логичный связный текст.

Лексическое богатство

Чтобы научиться хорошо писать сочинения, нужно выражать мысль ярко и по возможности точно. Для этого требуются незаурядный словарный ресурс и умение им пользоваться. Не ленитесь работать над его обогащением:

  • читая художественное произведение, пересказывайте вслух фрагменты прочитанного (особенно авторов русской классической литературы),
  • не упускайте случая узнать значение того или иного слова, заведите привычку пользоваться толковыми словарями,
  • возьмите за правило внимательно слушать людей, чья речь вам нравится, кажется богатой и интересной,
  • по пути в школу, в поездке практикуйте упражнения по расширению лексического запаса.

Вот самые простые и популярные словарные игры. Для некоторых нужно два-три участника, а некоторые можно практиковать в одиночку.

Варианты игр на расширение словарного запаса

  1. Подберите как можно больше синонимов к заданному слову. Элемент случайности привнесет выбор слова методом «тыка»: оглянитесь вокруг, назовите любой предмет или признак — с ним и играйте.
  2. «Снежный ком». Начните с простого предложения, состоящего из двух-трех слов. Игроки по очереди доращивают его одним словом, всякий раз повторяя всю конструкцию.
  3. Вспомните, на каком месте вы остановились в книге, которую читали вчера вечером или уже сегодня. Перескажите фрагмент как можно ближе к тексту. Сначала выбирайте описательные или повествовательные кусочки. Позже — эпизоды с диалогами, при воспроизведении которых избегайте прямой речи.

И в завершение приведем несколько базовых правил работы над сочинением по литературному произведению.

Правила успешной работы над сочинением по литературному произведению

  • Скажите «нет» переписыванию. Конечно, важно читать так называемую «критику», но если заниматься подобным плагиатом, то это не будет развивать ваши способности в написании сочинений. Можно использовать ее лишь для того, чтобы направлять свою мысль в нужное русло. Впечатления, утверждения, выводы – должны быть только ваши собственные.
  • Если речь идет о сочинении по литературному произведению, стоит его обязательно прочитать. И вам не поможет краткое содержание. Вы сами должны понимать содержание романа, повести или рассказа, сами делать соответствующие выводы и высказывать свое мнение.
  • Прежде чем написать сочинение, стоит составить план. Если вам тяжело дается написание сочинений, лучше сделайте это не в «уме», а на бумаге. Относительно плана, то здесь должны присутствовать три главных части – вступление, основная часть и выводы.
  • Если вы не поняли что-то из произведения, потеряли сюжетную линию, возможно, лучше перечитать произведение еще раз.
  • В случае прочтения критики, если, скажем, вам понравилась чья-то мысль, попробуйте развить ее своими словами. Оцените, насколько она соответствует мысли произведения.
  • Не забывайте про цитаты. Это подчеркнет вашу осведомленность в теме.
  • Читайте примеры хороших сочинений по литературным произведениям. Так в вашей голове отложится правильная структура написания, образы и обороты. В конце концов, вы мысленно приучите себя к правильной работе со словом.
  • Думайте о собственном сочинении-произведении заранее. Не садитесь за чистый лист и не начинайте все «с нуля». например, идете в магазин: осмысливайте прочитанное, подумайте, с чего начать сочинение, как закончить.
  • Ну и главный совет – повышайте свою грамотность.

Как видите, чтобы написать хорошее сочинение требуется немало усилий. Для многих это настоящая проблема.

Действительно, все мы разные, кто-то мыслит творчески, любит фантазировать и выступать. Но кое-кто теряется, когда оказывается перед листом бумаги и заданной темой наедине. Однако нет ничего невозможного — каждый может освоить методику написания сочинения. Надо лишь работать в этом направлении, тренировать свой письменный слог.

Представленные в статье советы и упражнения не только помогут освоить искусство написания сочинения, но и нарастить лексический запас, улучшат память и внимательность. Некоторые из них также можно использовать, чтобы учить иностранные слова и выражения.

Источник: http://prizmaznaniy.ru/kak-nauchitsya-pisat-sochinenie.html

Как научить ребенка писать сочинение: советы родителям от учителя русского языка и литературы

Как правильно писать сочинение?

Итак, знакомая для всех ситуация: в школе задали написать сочинение. Ребенок просит: “Мама, помоги. Я не знаю, что писать”. Что делает мама? В лучшем случае старается объяснить, что должно быть в сочинении. Но чаще просто надиктовывает предложения.

Вот и первая ошибка. Никогда не пишите за ребенка — так он ничему не научится.

Предлагаем алгоритм работы.

Алгоритм работы над сочинением

1. Обсудите тему. Вместе с ребенком попробуйте обозначить главную мысль: о чем будет его сочинение? Какой именно случай или событие он будет описывать? Какое настроение он хочет передать?

Например, тема: “Моя любимая книга”. Здесь не требуется пересказ содержания. Важнее другое — написать, почему он выбрал именно эту книгу? (понравился главный герой, потому что он смелый, добрый, отважный).

Что именно привлекло в рассказе? (несмотря на все трудности, герой нашел в себе силы преодолеть препятствия, не сдался, не спасовал) Какие эмоции вызывает эта книга? (радость, потому что все закончилось благополучно).

2. Соберите материал. Например, тема сочинения “Мой путь в школу”. Понятно, что ребенок ежедневно проделывает этот путь. Но с утра вы обычно спешите, поэтому восприятие пути остается как нечто поспешное, скучное и не всегда радостное.

Что делать? Собираетесь и совершаете прогулку по привычному маршруту. Обращайте внимание, что встречается по пути: красивая, раскидистая береза, забавная вывеска, дом с ярко-красной крышей и т.д.

Попробуйте описать людей, которых вы встречаете — старушка семенит в магазин, серьезный мужчина — явно спешит на работу.

Если сложно запоминать, возьмите на прогулку блокнот и записывайте свои впечатления.

Совет: Конечно, ради сочинения “В деревне” в деревню вы не поедете. В этом случае подберите картинки по теме, пересмотрите свои фотографии, вспомните и расскажите о своих поездках.

3. Составьте план. Без плана не получится логически последовательного изложения мыслей, поэтому он просто необходим. И чем подробнее будет план, тем легче будет написать сочинение. Все опытные журналисты пишут план статьи, прежде чем начать писать ее. Конечно, потом можно отступить от плана, но сначала его нужно написать.

Что обязательно должно отразиться в плане сочинения?

  • Вступление
  • Основная часть
  • Заключение.

Во вступлении обычно указывается, почему выбрана эта тема, о чем будет сочинение. В основной части — описание, рассказ. Обсудите, о чем ребенок будет писать в сочинении, а что можно не упоминать. В заключении — подводится итог размышлениям, высказывается своя точка зрения.

Но это общие положения. Каждый вид сочинения (рассуждение, описание и пр.) предполагает свое наполнение этих пунктов. Об этом смотрите ниже в нашей статье.

4. Соберите лексический материал. Главный недочет всех сочинений — “бедная” лексика: повторы слов, “куцые” предложения. Чтобы этого не произошло, нужно заранее подобрать слова, которые будут описывать предметы, явления и ваши впечатления.

Самое удобное — заполнить таблицу:

СуществительныеПрилагательные (эпитеты, сравнения)ГлаголыСлова, выражающие ваше отношение, эмоции

Теперь подробнейшим образом записываете все в таблицу. Например, тема сочинения “Осенний лес”.

СуществительныеПрилагательные (эпитеты, сравнения)ГлаголыСлова, выражающие ваше отношение, эмоции
      3. Березки1. Осенний, грустный, яркий.2. РазноцветныеПестрый коверПохожи на монетки3. Тонкие, стройные1. Стоит, шумит2. Шуршат, трепещут на ветру.3. Стоят, покачивают головками.Мне нравится, я восхищен, мне грустно

5. Используйте черновик. После того, как вы составили план и обсудили основные моменты, которые будут описаны в сочинении — попросите ребенка написать сочинение на черновике. После этого сочинение нужно проверить, внести коррективы, исправить ошибки.

Важно! Не исправляйте ошибки сами! Просто укажите (подчеркните слова) в которых они обнаружены. Ребенок должен сам найти ошибку и исправить. Для этого нужно воспользоваться словарем, вспомнить правило.

Бывают и стилистические ошибки. Когда предложение кажется вам “корявым” — попросите ребенка переделать его, составить по-другому.

Совет: Попросите ребенка прочитать сочинение вслух, с выражением. Обычно все недостатки и недочеты становятся более явными.

Если есть время, то прочитайте сочинение и на следующий день — на свежую голову можно найти и другие ошибки.

Причем, хорошо не когда ошибок мало (или вовсе нет), а когда ошибки есть, вы их замечаете и можете исправить. Умение находить ошибки приходит с опытом.

Как работать с критикой, статьями из интернета?

Самый распространенный вариант среди учеников — списать с критической статьи или просто скачать готовое сочинение из интернета. Делать этого ни в коем случае нельзя. Во-первых, опытный учитель сразу распознает плагиат. Во-вторых, в критических статьях мысли излагает взрослый человек. И стилистика его речи существенно отличается от стилистики речи ребенка.

Что делать? Использовать критические статьи, особенно при написании сочинений по литературе, конечно, можно и нужно. Только не стоит переписывать слово в слово. Попросите ребенка выразить основную мысль статьи своими словами.

То же самое и с готовыми сочинениями, которыми пестрит интернет. Можно подсмотреть структуру похожего сочинения, “позаимствовать” какой-то удачный оборот, понравившееся сравнение, эпитет. Но не переписывать!

Возможно, поначалу, когда ребенок начнет приносить в школу свои сочинения, оценки будут низкими, но вы на правильном пути: постепенно, учась на своих ошибках, анализируя их, ребенок научится писать сочинения. И что лучше: своя честно заработанная «тройка» или «четверка» / «пятерка» за сочинение, написанное мамой или списанное из интернета?

Сочинение по картине

  1. Во вступлении обычно пишутся 2-3 предложения об авторе: его имя, годы жизни, в каком жанре работал.

Например, “И. Грабарь — великий русский художник. В картинах он удивительно точно и очень своеобразно живописал русскую природу.

  1. В основной части должны присутствовать три пункта:
  • Что изображено на переднем плане.
  • Что изображено на заднем плане (фон, мелкие детали).
  • Особенности картины (палитра, точность изображения деталей и пр. Как эти особенности влияют на восприятие картины).

      3) В заключении — вывод: понравилась картина/не понравилась, и почему. 

Сочинение — миниатюра

Для написания такого вида сочинения нужно сформулировать тезис. Например, тема “Как я провел каникулы”. Тезис: “Мне было интересно/ весело/скучно/великолепно” Все остальное в таком сочинении — пояснение тезиса. Почему было весело? Здесь можно описать какой-то случай, который запомнился.

Сочинение-рассуждение

Это совершенно особый вид сочинений, которые подразумевают свою структуру.

  • Вступление. Здесь приводится заданный тезис и пишется сразу ответ на поставленный вопрос: согласен или не согласен ребенок с приведенным текстом, темой и т.д.
  • В основной части следует изложение аргументов (2-3). Хорошо, если аргументы в доказательство своей правоты будут подобраны не только из литературы, но и из обычной жизни.
  • В заключении пишется вывод — итог всего размышления. Важно! Вывод не должен противоречить вступлению.

Сочинение по литературе

Самое главное условие — знать содержание произведения. Невозможно описать Базарова, не прочитав роман “Отцы и дети”.

Этот вид сочинений — один из самых сложных. Для него требуется составить подробный, развернутый план (обычно это делают на уроке). Но, по сути, общая схема останется прежней.

1) Во вступлении обозначают тему сочинения.

2) В основной части — излагаются примеры, доказательства, как эта тема раскрыта в произведении, в творчестве. Например, “Любовная лирика А. Пушкина”. Можно подобрать 3-4 стихотворения, в которых поэт по-разному описывает чувство любви.

Обратить внимание на годы создания этих стихотворений и связать их с фактами из биографии. Допустим, в юности для поэта характерно восторженное отношение к женщине (пример стихотворения). В зрелые годы — период разочарования, тоски (пример стихотворения).

После женитьбы — ревность, обида (пример стихотворения).

3) В конце сочинения подводится итог всему рассуждению, ответ на главный вопрос или подтверждение основной мысли, главной темы.

В заключении хотелось напомнить родителям, что ваш ребенок не научится писать сочинения, если он не будет читать и работать над совершенствованием своей речи. На нашем сайте вы можете подобрать список литературы для ребенка, исходя из его возраста и интересов.

Смотрите также: Как научить писать сочинения: рекомендации для учителей.

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/rus/6022_kak_nauchit_pisat_sochinenie_roditelyam

Как писать правильное сочинение? План, правила, алгоритм и схема написания сочинения

Как правильно писать сочинение?

Написание письменных работ по русскому языку и литературе – важная составляющая школьного образования. Но о том, как писать правильное сочинение, знают далеко не все.

Чтобы оценки перестали разочаровывать раз за разом, стоит разобраться в этой теме. Выучив алгоритм написания сочинения по пунктам, можно будет добиться заметного успеха.

Что же это за вид письменной работы и как его писать?

Определение понятия

Сочинением называется самостоятельная письменная работа, в которой школьник делится своим собственным мнением на определенную тему. Учитель может проверить с его помощью, например, уровень усвоения прочитанной книги.

У многих учеников возникают вопросы по поводу того, как правильно написать сочинение. Прежде всего, стоит вдуматься в понятие. Личное мнение есть у каждого, и считать какой-то определенный подход единственно верным нельзя.

Так что опасаться собственных мыслей и идей не стоит, лучше смело выражать их на бумаге. И второе – следует запомнить, что сочинение отличается особой структурой. Оно включает в себя вступление, основную часть и заключение.

Зная эту особенность, писать сочинение по русскому языку значительно проще. Да и результат получается более логичным, чем в случае с вольными размышлениями без особой структуры, которые, скорее, можно назвать эссе.

Выбор темы и соответствие ей

Если составить своеобразный план написания сочинения, первым пунктом в нем будет работа над темой. Ее нужно тщательно обдумать, разобраться со всеми связанными вопросами, представить, что следует осветить в работе прежде всего. Не стоит воспринимать тему в слишком широком смысле.

Если она посвящена книге в целом, размышления могут быть достаточно свободными, но если предполагается анализ образа конкретных персонажей, ни к чему писать про сюжет или историю произведения. Экзаменатор или преподаватель гораздо выше оценит логичное сочинение.

Как правильно писать, не отклоняясь от темы? Например, составив список непосредственных вопросов и последовательно отвечая на них или вдохновившись критической статьей схожей тематики.

В письменных работах должен быть виден анализ, проведенный учеником при написании, неважно, идет речь о характере персонажа или содержании произведения. Чтобы разобраться, как писать правильное сочинение, обязательно нужно знать о том, как анализировать самое важное.

Например, если нужно написать о том или ином герое, нужно задуматься обо всех эпизодах с ним, о его характере, поведении, сущности происходящих вокруг него явлений. Но перечислять слишком подробные детали тоже ни к чему. Достаточно краткого упоминания и освещения собственного мнения о них.

Ученик должен уметь использовать литературную критику и оценивать особенности литературного произведения. Без таких умений написание сочинения-рассуждения будет неудачным, и оценка вряд ли обрадует.

Аргументированность точки зрения

Рассуждения должны быть логичными и связными. Сочинение без аргументированных тезисов с подтверждением своей точки зрения будет откровенно неудачным. Нельзя описывать случайные фрагменты повествования, пришедшие на ум.

Сочинению нужна главная мысль, которая будет поддерживаться каждым новым абзацем. Недосказанность или излишняя детализация отвлекут от этой структуры и приведут к снижению балла.

Поэтому желательно аргументировать свои суждения и направлять их исключительно на главный вопрос письменной работы, который, как правило, формулирует сама тема. Чтобы подкрепить каждое свое утверждение доказательствами, можно ссылаться на критические статьи или исторические источники.

Например, нельзя сказать о книге «Отцы и дети» только то, что дворянство начало терять свою роль. Следует использовать взгляды героев произведения на эту проблему и исторические факты.

Последовательность текста

Правила написания сочинения предполагают наличие некоего плана, по которому составляется текст. Следовательно, письменная работа должна быть последовательной. Каждый новый абзац должен логически связываться с предыдущим и продолжать его идею.

Научиться последовательному мышлению помогает тренировка с составлением разнообразных планов. Они могут быть простыми, сложными, развернутыми, цитатными, включать в себя только повествовательные, вопросительные или восклицательные предложения.

Составление плана помогает четко представить себе то, о чем следует написать, и понять тему максимально глубоко, а также выделить основные части будущей работы и их связь.

Сочинения, написанные с применением данной методики, всегда отличаются от других своей стройной композицией и продуманным размером отдельных частей. Работа получается очень удачной и логичной.

Собственное мышление

Несмотря на то что опираться на критические статьи очень разумно, необходимо суметь продемонстрировать и личные идеи. План того, как правильно писать сочинение-рассуждение, может только подсказать направление.

Основная же работа остается за учеником. Его собственные знания и эмоции должны помочь ему продемонстрировать личные впечатления от темы сочинения.

Примитивный пересказ или повторение текста, написанного критиком в учебнике, недопустимы.

В каждом произведении можно найти что-то, что особенно заставляет задуматься или привлекает внимание. Именно об этом и следует упомянуть в своей письменной работе, чтобы она обрела максимально личный характер. Иначе, при всей логичности и последовательности, сочинение будет неудачным и получит низкий балл.

Оригинальный и выразительный стиль

Можно советовать другим, как писать правильное сочинение, но поделиться вдохновением, к сожалению, никак нельзя. А ведь это тоже имеет воздействие на результат. Сочинение должно быть не только логичным, но и эмоциональным. Оригинальный и яркий текст, который освещает интересную точку зрения, всегда выгодно выделяется среди прочих работ.

Умение выразить эмоции складно и выразительно очень хорошо характеризует интеллектуальное развитие школьника. Особенно важно умение выражать свои мысли для тех, кто с помощью сочинения надеется поступить на факультет творческого направления.

Таким ученикам стоит всячески развивать свое образное восприятие и учиться раскрывать тему с помощью всевозможных средств художественной выразительности, таких как сравнения, эпитеты и т. д.

Логическое мышление в оригинальной форме – вот идеал стиля для творческого сочинения выпускника. При этом важно суметь не переборщить с эмоциональностью – пафосный и высокомерный текст кажется претенциозным и надуманным.

Использование эпиграфов и цитат

Умение подобрать подходящее высказывание отлично помогает писать качественные письменные работы. Советуя, как писать правильное сочинение, обязательно стоит упомянуть цитаты и эпиграфы. Они иллюстрируют начитанность и высокий уровень развития школьника. Но в эпиграфе или цитате обязательно должен быть подходящий смысл.

Если фраза не соответствует произведению, ее применение произведет обратный эффект. Так что использование цитат необходимо тщательно обдумывать. Чтобы избежать ошибки, можно воспользоваться работами критиков, посвященных обсуждаемому в сочинении произведению.

Цитаты литературоведов будут непосредственно связаны с сюжетом или особенностями книги, а значит, превосходно впишутся в текст. Стоит также запомнить, что используемую фразу нельзя искажать. Точное цитирование демонстрирует уважение к чужим идеям и умение правильно воспринимать информацию.

Цитата должна подтверждать или иллюстрировать остальной текст, но не повторять его. Наконец, стоит запомнить, что слишком большое количество заимствований и вставок перегружает работу и выглядит неуместно.

Достоверность исторических и литературных фактов

В качественном сочинении недопустимы поверхностные утверждения. Искажение идей писателя или неправильное восприятие произведения не лучшим образом характеризуют ученика.

Поэтому тем, кто учится, как писать правильное сочинение, следует обязательно задумываться о том, чтобы использовать только проверенную информацию. Следует избегать фактических ошибок, не приписывать слова одного персонажа другому, не искажать имена или фамилии.

Все это указывает на спешку во время написания работы и снижает балл за нее. Категорически не рекомендуется путать названия произведений автора или небрежно относиться к хронологии романа! Осторожно следует использовать литературоведческие термины. При сомнениях лучше применить хорошо знакомое слово.

Сложный термин выгодно смотрится в тексте, но только в том случае, когда использован правильно и к месту. В обратной ситуации он становится серьезным недочетом письменной работы школьника.

Правильность речи, грамотность и знание литературных норм

Невозможно разобраться, как писать правильное сочинение, если написание любого текста сопровождается ошибками. Грамматика – основа красивого и связного языка. Кроме того, ученик должен понимать значение всех используемых слов, не допускать логических ошибок и красиво строить фразы.

Не стоит перегружать текст повторением общих, абстрактных понятий. Объем не всегда является преимуществом. Поверхностные, примитивные фразы тоже демонстрируют низкую подготовку ученика.

Чтобы выражать мысль как можно лучше, следует прибегать ко всем богатствам русского языка, верно используя синонимы и слова с эмоциональной окраской.

Так, в сочинении, посвященном сатирическому жанру, в число глаголов можно включить такие, как «развенчивать» и «бичевать», «высмеивать» и «иронизировать». Описательный текст характеризуют слова «воспевать», «романтизировать» или «превозносить».

Аналитическое сочинение на научную тему может быть наполнено глаголами «типизировать», «воссоздавать», «воплощать». Использование такого широкого диапазона слов продемонстрирует грамматическую и стилистическую грамотность и высокую речевую культуру. Только с учетом всех этих факторов можно научиться тому, как писать правильное сочинение.

Источник: http://fb.ru/article/144959/kak-pisat-pravilnoe-sochinenie-plan-pravila-algoritm-i-shema-napisaniya-sochineniya

Как правильно писать сочинения

Как правильно писать сочинение?

Боязнь чистого листа мучает всех – не только великих писателей, но и простых школьников. Но страх этот преодолим. Самое главное – взяться за работу.

Если есть возможность выбрать тему сочинения, то лучше предпочесть ту, в которой можно более полно выразить свои мысли. Если тема сочинения уже дана, то сразу начать с изучения литературы, с размышлений, при обязательной записи основных вопросов и идей, с составления плана. Но как же, всё-таки, правильно писать сочинение?

Эпиграф, введение и заключение

Удобней для выражения даже собственных мыслей использовать общепринятый шаблон: введение, основная часть, заключение. Кроме того, хорошо, если в сочинении присутствует уместный эпиграф. Помним, что пишется он с середины листа справа, обязательно с указанием автора и самого произведения.

Удачно подобранный эпиграф указывает на творческий подход, широкий кругозор, художественный вкус пишущего. Например, перед сочинением на тему сказок Салтыкова-Щедрина можно взять строку из социальных стихотворений Николая Некрасова.

Кстати, в тексте самого сочинения также возможно использовать (только в меру) цитаты, как бы иллюстрирующие написанное.

Возвращаясь к введению, подчеркнём, что оно должно содержать основные темы сочинения, описывать ситуацию, ставить вопросы. Можно обозначить, что конкретно выбрано для рассмотрения.

То есть если тема достаточно широка («Повести Белкина» Александр Пушкин), то лучше пояснить, что в заданном объеме будут кратко рассмотрены такие-то вопросы, а вот определенный – подробней («Станционный смотритель»).

В тексте заключения сочинения хорошо бы напомнить о том, что говорилось во введении, чётко ответить на его вопросы, продолжить мысль, как бы замыкая сочинение в кольцо.

Кстати, в конце хорошо бы упомянуть о возможном развитии темы.

К примеру, образ Петербурга в романе «Преступление и наказание», как рассмотрено выше, играет очень важную роль, но северная столица показана и в других произведениях Достоевского.

Важно, что оба эти блока не должны занимать больше трети текста.

Основная часть

Самая большая часть сочинения также может делиться на блоки, но это зависит уже, конечно, от смысла и от структуры текста. На поставленный во введении вопрос можно отвечать от общего к частному и наоборот.

Если тема сочинения звучит, как «Мать» – самое революционное произведение Максима Горького», то логично, хотя бы вкратце, сравнить его с другими произведениями автора. Показать, что его «Детство» – более автобиографично, «Данко» – более лирично.

Полезно упомянуть историю создания произведения, какую роль оно сыграло в жизни автора, какой отклик нашло в обществе. Если рассматриваются литературные герои, то поискать их прообраз, также их влияние на общество.

Также важно, что развивать мысль в сочинении можно от частного к общему и наоборот.

Если тема та же социальность поэзии Некрасова, то главную часть можно начать с рассмотрения нескольких стихотворений и поэм, а после говорить о всей поэзии.

Или начать речь о социальности его поэзии, а после проиллюстрировать нескольким примерами. Математическое правило о слагаемых действует и в литературном творчестве.

Ещё вариант – каждый абзац начинать с вопроса, на который ответ и даётся в данном абзаце сочинения. Все вопросы должны логически следовать один за другим и вести к общей цели. Пример темы: Демоничность в творчестве Лермонтова. Вопросы: Насколько поэма «Демон» отвечает теме? Присутствует ли демоничность в лирике? Демоничен ли «Герой нашего времени»?

Многих смущает мысль о том, что они не могут сказать ничего нового в своём сочинении, а «перемалывать» известное не интересно. Собственно, насколько приветствуются собственные мысли в произведении, зависит от требований преподавателя и учебного заведения.

Полностью из своих идей произведение состоять не должно, но определенная толика своего мнения не помешает. Выражать его следует в адекватной форме, не противопоставляя себя всем писателям и критикам. Сочинения на свободную тему допускают несколько неожиданные заявления, которые необходимо доказать.

(Чацкий – хуже московского общества!).

При аргументации нельзя действовать однобоко и, отстаивая определенную идею, не приводить только факты, поддерживающие её, чтобы не получить обвинение в необъективности и даже «однобокости». Также и в случае опровержения. Единственное, что противоположных фактов может быть меньше.

Лучше их прописать сразу, а необходимые автору факты – ближе к концу. Как пример: «Общественное мнение всегда мешало Гоголю».

Если согласны с утверждением, то обязательно упомянуть случай, когда общественная критика помогло Николаю Васильевичу, например, первая (подражательная) поэма «Ганс Кюхельгартен» не принята читателями, поэтому Гоголь так успешно попробовал свои силы в прозе.

Дополнительные вопросы

Важен вопрос, который, возможно, и не звучит: «нужно ли читать само произведение?» Несмотря на размеры того же романа «Война и мир», читать произведения весьма желательно, также и критические статьи, чтобы сформировать собственный взгляд на тему. Понятно, что сочинение на отлично должно быть написано грамотно и аккуратно.

https://www.youtube.com/watch?v=6G_NsfdSL6E

Сочинение по литературе может предлагаться как сравнение, например, двух героев. В таком случае важно не просто дать две характеристики, но сопоставить поступки персонажей в произведении, именно сравнить их. Сейчас сочинения включено в ЕГЭ по русскому языку, в этом рассуждении нужно определить проблему, затронутую в тексте.

Эссе или зарисовка более эмоциональна по содержанию и стилю. Здесь важней передать возникшее от, например, посещения музея, просмотра фильма.

Если сочинение пишется не на литературно-культурную тематику, а просто «Как я провел зиму», то здесь больше простора для самовыражения и фантазии, но о введении и заключении лучше тоже не забывать, подавать информацию логично.

Возможно, придумывать текст час, хоть месяц, можно начать сочинять «с середины», даже с вывода, записывать на черновики или сразу писать начисто – всё индивидуально. Главное – вовремя сдать правильное сочинение.

Admin

Источник: http://kakpravilino.com/kak-pravilno-pisat-sochineniya/

Как там быть
Добавить комментарий