Как развивать логическое мышление у ребенка?

Содержание

Развитие мышления в раннем возрасте: как развить логическое мышление ребенка?

Как развивать логическое мышление у ребенка?

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным и сообразительным, успешным в жизни. Именно поэтому особое значение придается логическому мышлению, на котором базируется интеллект человека. Однако в каждом возрасте существуют свои особенности мышления, следовательно, и методы, направленные на его развитие, разнятся.

Специфика мышления ребенка в разном возрасте

  • До 3-5 лет сложно говорить о развитии логического мышления у ребенка, так как оно еще находится на этапе формирования. Однако сторонники раннего развития имеют множество упражнений, направленных на развитие логического мышления малышей.
  • Дети дошкольного возраста, до достижения 6-7 лет способны мыслить образно, а не абстрактно. Если вы хотите тренировать логическое мышление ребенка до школы, следует особое внимание уделить формированию наглядного образа, визуализации.
  • После поступления в школу у ребенка формируется словесно-логическое мышление и абстрактное. Если у школьника плохо развито словесно-логическое мышление, то возникают сложности с формулировкой словесных ответов, проблемы с анализом и выделением главного при создании выводов. Основные упражнения для первоклассников – это задачи на систематизацию и сортировку слов определенному признаку и математические задания.
  • Дальнейшее развитие школьников заключается в развитии словесно-логического мышления через решение логических упражнений, при этом используются индуктивные, дедуктивные и традуктивные методы умозаключений. Как правило, в школьной программе имеются необходимые упражнения, однако родителям следует заниматься с ребенком и самостоятельно. Почему это важно? Неразвитое логическое мышление – это залог проблем с учебой в целом, сложностей в восприятии любого учебного материала. Таким образом, логическое мышление – это база, фундамент образовательной программы любого человека, основа, на которой строится интеллектуальная личность.

Как книги помогают развить логику у детей?

Даже когда ребенок не умеет читать, уже можно развивать у него логику путем чтения специальных сказок с вопросами.

Если ребенок положительно относится к чтению, то начинать развивать его мышление можно уже с 2-3 лет.

Стоит отметить, что через народные сказки можно передать ребенку не только элементарные навыки логического мышления (причина-следствие), но и научить его фундаментальным понятиям, таким как добро и зло.

Если вы используете книги с картинками, это очень хорошо влияет на словесно-логическое мышление ребенка, у которого сформировано образное мышление. Дети сопоставляют услышанное с изображениями, стимулируют свою память и улучшают словарный запас.

Детям от 3 до 5 лет будет интересно почитать загадки и ребусы. Обучение нужно проводить в игровой форме. Некоторые к 5 годам уже могут самостоятельно читать, поэтому им вдвойне полезнее будет поработать над загадками.

Для детей постарше есть специальные учебники по логике, сборники задач. Попробуйте вместе с ребенком разгадать некоторые из них. Совместное времяпровождение сблизит и даст отличные результаты.

Как развивать логическое мышление ребенка с помощью игрушек?

Игра – это основная форма деятельности маленького человека. Сквозь призму игры формируются не только логические цепочки, но и тренируются личностные качества, можно сказать, создается характер.

Среди игрушек, которые развивают логику:

  • Обычные деревянные кубики, а также разноцветные кубики. С их помощью можно строить разнообразные башни и дома, они помогают изучить геометрические формы, цвета, а также положительно воздействуют на моторику.
  • Пазлы помогают освоить логические понятия «целое» и «часть».
  • Сортеры способствуют освоению понятий «большое» и «маленькое», помогают узнать свойства геометрических фигур, их сопоставимость (например, квадратная часть не влезет в круглую и наоборот).
  • Конструкторы – это настоящий кладезь для развития логики и интеллекта в целом.
  • Игры со шнуровкой помогают развивать мелкую моторику рук, что способствует улучшению и закреплению логических связей.
  • Лабиринты – это отличный тренажер для логического мышления.
  • Разнообразные головоломки, соответствующие возрасту ребенка, помогут сделать процесс обучения еще более интересным.

Бытовые способы развития логики у детей

Старайтесь использовать любые бытовые ситуации для развития интеллекта и логики ребенка.

  • В магазине спрашивайте его – что дешевле, а что дороже, почему у большой упаковки цена больше, а у маленькой – меньше, обращайте внимание на особенности весового и упакованного товара.
  • В поликлинике расскажите о логических цепочках, связанных с микробами и заболеваниями, о путях заражения болезнями. Очень хорошо, если рассказ будет подкреплен иллюстрациями или плакатами.
  • На почте расскажите о правилах заполнения адресов и составления индексов. Будет здорово, если вы вместе отправите открытку, будучи в отпуске, а затем получите ее дома.
  • На прогулке говорите о погоде или о днях недели. Формируйте понятия «сегодня», «вчера», «было», «будет» и другие временные параметры, на которых базируется логика.
  • Используйте интересные загадки в то время, когда ожидаете кого-то или находитесь в очереди.
  • Придумайте разнообразные загадки, или используйте готовые.
  • Поиграйте с ребенком в антонимы и синонимы.

При желании родители способны значительно улучшить логическое мышление ребенка, сформировать творческую, интеллектуальную и неординарную личность. Однако системность и регулярность – это два главных составляющих успеха развития способностей у детей.

Компьютерные игры для развития логического мышления для детей

Сегодня успешно используются гаджеты с малых лет – компьютеры, смартфоны, планшеты есть в каждой семье. С одной стороны такая техника облегчает жизнь родителям, обеспечивая интересный и захватывающий досуг для детей. С другой же стороны, многие обеспокоены негативным влиянием компьютеров на неокрепшую детскую психику.

Наш сервис Brain Apps предлагает серию качественно сделанных игр, которые подойдут для детей разных возрастов. При создании тренажеров использовались знания психологов, game-дизайнеров, ученых из МГУ.

Детям нравятся такие игры, как Анаграмма (чтение слов наоборот), Геометрические переключения, Математические сравнения, Математические матрицы, Буквы и цифры.

Развивая день ото дня логическое мышление, ваш ребенок поймет закономерности внешнего мира, увидит и научится формулировать причинно-следственные связи.

Многие ученые приходят к единому мнению о том, что логическое мышление помогает людям добиваться успеха в жизни.

С детства полученные знания помогут в будущем быстро находить главное и второстепенное в потоке информации, видеть взаимосвязи, создавать умозаключения, доказывать или опровергать разные точки зрения.

Источник: https://brainapps.ru/blog/2015/10/kak-razvivat-logicheskoe-myshlenie-re/

Как развить логику и мышление дома. 7 проверенных способов для детей 5-12 лет

Как развивать логическое мышление у ребенка?

Кадр из мультфильма «Гадкий я» 

Ребёнок с развитым логическим мышлением выгодно выделяется среди сверстников — ему будет легче учиться, решать школьные и бытовые задачи. Образовательная платформа ЛогикЛайк рассказывает про интересные рабочие варианты тренировки логики у дошкольников и младших школьников.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Интересно и эффективно можно заниматься развитием логики и мышления с ребёнком дома. И для этого не обязательно быть педагогом или обладать какими-то специальными знаниями. Специалисты рекомендуют чередовать типы игр, чтобы тренировать различные виды мышления: наглядно-образное и наглядно-действенное, абстрактно-логическое и словесно-логическое, пространственное, нестандартное.

1. Устные игры

Игры со словами — очень простой и доступный способ развивать у ребёнка логическое мышление, расширить кругозор и, конечно же, увеличить словарный запас. Выбирайте игры, которые учат выделять аналогии, обобщать, распределять предметы и явления по группам, проводить логические связи.

  • Играйте в ассоциации. Называйте предмет и предлагайте назвать похожий. Спрашивайте, почему ребёнок его выбрал, какие схожие черты нашёл.
  • Придумывайте новые концовки для известных сказок.
  • Сочиняйте истории, стихи вместе: кто-то начинает одну строчку — другой продолжает по смыслу
  • Играйте в «данетки»: загадывайте предмет, явление или персонажа и предлагайте ребёнку отгадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
  • Играйте в «верю — не верю». Вы произносите фразу, например, «все кошки рыжие» или «арбуз — это ягода». Задача ребёнка — ответить, верное утверждение или нет. Если ответы и решения неоднозначны или их несколько — это даже хорошо. Главное, чтобы ребёнок мог логически обосновать ответ.

Дети в большинстве своём — визуалы, поэтому им нравятся игры с картинками, образами. Занятия с использованием карточек, бумаги и ручки стимулируют развитие образно-логического мышления.

Вот несколько идей для активностей этого типа:

  • предлагайте игры на сравнение и группировку предметов по цвету, форме, размеру и другим признакам;
  • решайте головоломки со спичками — «убери одну спичку, чтобы получилась другая фигура»;
  • составляйте рассказы по картинкам;
  • разгадывайте ребусы и головоломки на бумаге, проходите лабиринты.

3. Настольные игры

Красочные наборы с рисунками, фигурками, понятными правилами привлекают и детей, и взрослых. Шашки, шахматы, морской бой, домино — проверенные временем классические игры, которые всегда будут актуальными и подходят для семейного отдыха. Они учат красиво побеждать и принимать поражения, получать удовольствие от общения и процесса игры.

Кроме того, фишки и картинки из настольных игр можно использовать для обучения. Вот несколько способов.

  • Предлагайте ребёнку угадать предметы и игрушки на ощупь, по форме.
  • Располагайте фигурки или картинки по алгоритму. Например, составляйте из них последовательности: возрастающую, убывающую, по цветам, размеру.
  • С помощью домино и тримино изучайте счёт, сложение и вычитание.

4. Конструирование

Дети по своей натуре — строители и творцы. Игры с конструктором помогают развивать двигательные навыки, мелкую моторику и творческое мышление. Создание построек по схемам, воспроизведение задумок в реальности развивают пространственное и структурно-логическое мышление.

Хорошо бы находить время на совместные занятия с ребёнком и в таком формате. С помощью кубиков можно создавать очень занимательные задания.

Это отличный способ потренировать нешаблонное мышление и логику вместе с детьми. Самый понятный всем вид головоломок — устные, которые передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней.

Можно найти и авторские сборники головоломок, например, от писателя Льюиса Кэрролла.

Чтобы прокачать воображение и пространственное восприятие ребёнка, используйте головоломки в виде геометрических фигур (кубик Рубика, Танграм, Пентамино).

6. Шахматные задачи

Хорошая подборка задач на шахматном поле познакомит ребёнка с шахматными фигурами, основными правилами игры и координатной плоскостью. Можно самостоятельно придумывать задания на шахматной доске или распечатывать готовые из интернета. Современным детям может больше понравиться интерактивный формат.

Поставь мат чёрному Королю в один ход:

Например, на нашей платформе более 100 шахматных задач для начинающих, от простого к сложному.

7. Логические задачи

Пожалуй, решение логических задач — самый действенный способ развития логики и мышления. Книги и пособия с заданиями удобно брать в дорогу. Но их частый недостаток — отсутствие системности, ясной подачи теории и комментариев к решению.

Развивать и тренировать логику и мышление можно и нужно разными способами. Основная задача родителя — находить и предлагать ребёнку хорошие игры, образовательные сайты или другие интересные форматы занятий, которые будут стимулировать развитие ребёнка в правильном направлении. Например, можно заниматься на онлайн-платформе Logic.com:

Занимательная логика и математика для развития мышления у детей 5-12 лет

А также «Фигуры, развертки и отражения», «Истина и ложь», «Задачи на движение» и другое. На сайте более 3000 заданий, 15+ тематических категорий, 3 уровня сложности.

ЛогикЛайк в помощь — занимайтесь с удовольствием и развивайтесь!

Источник: https://mel.fm/blog/logiclike-logiclike/62309-kak-razvit-logiku-i-myshleniye-doma-7-proverennykh-sposobov-dlya-detey-5-12-let

Развиваем логику у ребёнка правильно

Как развивать логическое мышление у ребенка?

Любой родитель осознает, что развитие умственных способностей малыша является важнейшим толчком при подготовке к школе и вообще его будущей жизни.

В отличие от детей, взрослые мыслят совсем по-другому. Мы имеем уже заготовленные знания, которые применяем на практике даже не задумываясь.

Но наши малыши каждый день видят что-то новое, они не знакомы с теми или иными обстоятельствами.

Поэтому крохи до 6 лет, сами того не осознавая, анализируют все происходящее и откладывают информацию, правильный уклад которой будет помогать им всю жизнь.

Логическое мышление – это моделирование закономерностей с помощью анализа и рассуждений. Говоря простым языком, это связывание различных обстоятельств в единые для получения результата. Такой процесс влияет на все проявления жизни детей: действия, речь, умственные способности и т.д.

При подобном воспитании стоит уделять большое внимание различным играм на логику и игровым задачам. Они не утомляют детей с первых же минут как, например, чтение, при этом большинство полностью погружается в такие задачки.

Разберём несколько направлений развития наших крох.

Задачи

Есть множество различных задачек, которые знакомы еще с нашего детства. Стоит начать с простых задачек, например, таких:

  • сколько ушей у двух зайчиков?
  • сколько хвостиков у трёх котят?
  • сколько ножек у двух собачек?

Дальше для детей игра становится все более затягивающий, он начинает понимать игру, теперь можно усложнять вопросы, например:

  • Бабуля сшила своим внукам шарфики и варежки. Всего получилось 3 шарфика и 6 варежек, сколько внучков у бабули?
  • В небольшом озере было семь уточек. Две из них занырнули под воду, сколько уточек в озере? (Уточек по-прежнему семь, просто кто-то под водой, а кто-то нет).

После того как ребенок в возрасте 6 лет понимает суть игры и знает, что решение может быть не таким уж и простым, настает время логических задач с подвохом:

  • В вазе двадцать одно яблоко, а дно упало (созвучие «одно» и «а дно»), сколько осталось?
  • Как назвать пять дней, не называя ни дни недели, ни чисел? (ответ позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
  • Едет автобус, все спят, Толька один не спит. Как зовут того, кто не спит? (Тут так же созвучие — «только» и имя «Толька»).

Не стоит разочаровываться, если ваш ребенок в свои 6 лет не отгадывает большинство задач. Многие задачи не могут решить даже взрослые. Главное, что для ребенка это будет очень интересно, а вы в свою очередь можете найти тысячи подобных задачек в интернете и развить логическое мышление не только малыша, но и свое.

Игры

Развитие детей в раннем возрасте напрямую связано с играми, поэтому стоит уделить этому отдельное внимание.

Сейчас в магазинах продаются сотни развивающих игр для детей всех возрастов. Обязательно приобретите для ребенка хотя бы пару таких игр, но чем больше, тем лучше.

Сюда может быть отнесена мозаика, которая полезна для мышления не только для ребенка в возрасте 6 лет, но и более взрослых ребят. После регулярного собирания мозаики ребенок начинает понимать, как и к чему присоединяются предметы, что в узкий проход пройти невозможно и т.д. Так же для него будет удивительным, что он смог повторить картинку, нарисованную на образце.

Конструктор почему-то зачастую относят только к мальчикам. Это очень напрасно, так как он является хорошим инструментом развития мышления. Ведь дите начинает учиться проектировать у себя в голове нужные образы, что очень благотворно сказывается на логике, плюс к этому осуществляется развитие мелкой моторики пальцев.

Сразу хотелось бы уточнить, что не надо брать игры с маленькими игрушками. Для детей может быть опасным использование таких игрушек, так как они могут их проглотить, наступить на них и др.

Разберем, так же, логические игры, которые не требуют лишних покупок:

  • Берем три цветочка и вырезаем фигурки (можно взять из каких-нибудь игральных наборов). И превращаем игру в задачку, которая для детей почему-то может оказывается легче, чем для взрослых. Красный цветок растет не на круглой, а на квадратной клумбе. Желтенький цветок тоже не растет на круглой клумбе, а на треугольной. В какой клумбе все-таки растут цветы?
  • Очень старая игра на развитие логического мышления для крох, как раз до 6 лет. Посмотрите в зеркало вместе со своим дитем. Заострите их внимание на том, что в зеркале все наоборот. После того, как ребенок разобрался, можно поиграть с ним в игры: поставить двух детей напротив друг друга и сказать, чтобы один из них повторял за другим. Так же сюда можно отнести игру, когда вы раскладываете предметы, а малыш должен зеркально отразить расположение вещей.
  • Крестики-нолики. Для детей в возрасте 6 лет это будет неплохим толчком для выработки логического мышления. Сначала нужно поддаваться ребенку, потом пробовать препятствовать его выигрышу, а уже потом он начнет осознавать простоту данной игры.
  • Ребусы. Данная игра-задачка вызывает трудности у многих детей, поэтому стоит начинать с простейшего с тщательным пояснением решения. Данная игра так же может утомить ребенка, поэтому, если ему эта игра не очень нравится, стоит все же пореже применять ее, но все же исключать ее полностью нельзя.
  • Совместные игры руками. Это, например, может быть какая-либо «считалочка», когда вы становитесь напротив ребенка и должны хлопнуть в ладоши, потом правую руку об правую руку, потом опять в ладоши и левую о левую.

Секции

Для ребенка до 6 лет любая секция будет интересной и забавной, но все же стоит учитывать его предпочтения. Да, каждый родитель мечтает, чтобы его сын или дочка ходили на ту или иную секцию. Мамы тащат детей на аэробику и музыку, отцы в футбол и др.

Не концентрируйтесь на себе, важно учитывать, что действительно интересно для ребенка. Покажите детям фильмы, например, с музыкантами, или, наоборот, с футболистами и т.д. Посмотрите, на что направлен его интерес.

Испытав первые трудности, ребенок может не захотеть опять посещать занятия, поэтому здесь еще стоит учитывать тот аспект получается ли у него это или нет и уж только тогда проявлять упорство.

Но как секции помогают при развитии логического мышления детей до 6 лет? А самым прямым образом! Например, музыка (предположим пианино) подразумевает изучение нот, малыш начинает изучать целый язык, который нужно еще сопоставлять с нажиманием на клавиши. Так же развивается его слух. В итоге со временем он может сразу сопоставлять несколько действий и при этом без всяких путаниц.

Другой пример, в данном случае узнаем, как вливает спорт на развитие мышления детей до 6 лет. Возьмем, например, футбол. Ваша кроха начинает понимать, что, если ударить по мячу он покатится.

Более того, если его пнуть в какую-то сторону, то он полетит в ту же сторону.

Причем всех это происходит автоматически, вы, например, когда-нибудь задумывались об этом? Тем не менее вы понимаете, что если пнуть влево, то мяч полетит влево, а если вправо, то вправо.

Слишком перегружать ребенка до 6 лет не нужно, так как он должен отдыхать и испытывать исключительно приятные эмоции, а не повседневно утомляться за решением задач и занятиями на секциях.

Источник: https://rebenokrazvit.ru/deti-doshkolnogo-vozrasta/razvitie-logicheskix-sposobnostej/razvivaem-logiku-u-rebyonka-pravilno.html

Какие занятия позволяют детям развивать логические мышление?

Как развивать логическое мышление у ребенка?

/ 4 – 6 лет / Какие занятия позволяют детям развивать логические мышление?

Развитие логики у ребенка позволяет постепенно освоить процессы анализа и синтеза, обобщения и систематизации, а также научиться доказывать свою точку зрения и находить решение любой задачи. Все эти умения способствуют совершенствованию мышления, поэтому развивать логическое мышление у детей просто необходимо.

Необходимость развития логики

Логическое мышление – это умение совершать сначала простейшие, а затем и более сложные логические операции самостоятельно. Не раз человека выручает способность анализировать и обобщать, опровергать или доказывать что-либо, но не каждый задумывается о том, что эту способность нужно совершенствовать.

Развитие логического мышления не происходит само по себе, к этому процессу следует подойти целенаправленно. Сначала нужно определиться с методикой обучения, а затем подобрать упражнения на развитие логики.

Методы и характер упражнений зависят, в первую очередь, от возраста ребенка и его подготовленности:

  1. Малыши не могут мысленно представить ситуацию или предмет, логические вопросы и словесные задания им не осилить. Для маленьких детей характерно наглядно-действенный тип мышления, поэтому упражнения подбирают такие, чтобы ребенок мог потрогать, переложить или добавить, чтобы он «увидел»результат решения задачи.
  2. Немного позже, когда у ребенка сформируется наглядно-образное мышление, можно перейти к заданиям – картинкам. Дети с помощью представленных образов смогут отыскать ответ на вопрос.
  3. Пик развития мышления – формирование словесно-логического типа – приходится на старший дошкольный возраст. С этого момента оно начинает постепенно совершенствоваться. Ребенку уже неинтересно ощупывать предмет или осматривать его, ему важнее то, что он думает или произносит.

Со временем он научится оценивать сложность поставленных задач, ставить перед собой цели, составлять план действий и находить пути решения проблем.

Добиться таких результатов можно, если в процессе придерживаться следующих принципов:

  • Для развития логики нет понятий «рано» или «поздно»: начинать можно в любое время, когда ребенок станет пытаться понимать связи между предметами.
  • Упражнения нужно подбирать в соответствии с возрастом и уровнем развития ребенка: не стоит ожидать логических умозаключений от малыша, а школьнику будет неинтересно придвигать и отодвигать предметы, если они быстрее могут выполнить процедуру «в уме».
  • Гармоничное развитие логических способностей невозможно без воображения, поэтому для изучения логики лучше подбирать творческие задания.

Положительное влияние на развитие логики у ребенка оказывают игры и интересные упражнения. Поэтому перед выбором игры нужно заинтересовать малыша, подбирать интересные для него задания.

Методика развития логики у дошкольников

Каждый ребенок развивается по-разному: кто-то раньше начинает ходить и разговаривать, а кто-то позже. Средний возраст начала занятий по развитию логики – 2 годика, когда малыш будет пытаться понять причинно-следственные связи и задавать вопросы.

Формирование и развитие логического мышления у детей проводится поэтапно:

Специально ориентированные занятия с малышами не проводят – они для них будут скучными и неинтересными. Используют развивающие приемы в ходе игры или беседы.

Инициатором беседы сначала будет взрослый: «Почему стало темно? Верно! Солнышко спряталось за тучки!», «Кто лает на улице? Правильно, собачка! Почему она лает?».

Если ребенок не просто отвечает на вопрос, но и добавляет что-то свое, высказывает свое мнение, значит, ему эта игра понравилась, он готов поиграть.

В 3-4 года ребенок осваивает геометрические фигуры и цвета, учится сравнивать. Сначала дети должны найти отличия (это легче), а потом искать общее. Полезными в плане развития логики игры с мозаикой и конструктором. Создавая объемные постройки или картины, дети учатся обобщать.

Интересными и полезными на этом этапе будут игры:

  1. «Угадай-ка»: Взрослый называет свойства или признаки предмета, а ребенок отгадывает (большое, круглое, красное, сладкое — яблоко). После этого меняются ролями.
  2. «Найди отличия»: из кубиков строят две башни, немного отличающиеся друг от друга, ребенок находит отличия. По мере понимания смысла игры, фигуры усложняют, потом переходят к выполнению заданий на картинках.
  3. «Сортировка»: нужно рассортировать по цвету, размеру или форме (кубики – в корзинку, а шары – в ведерко). К этой разновидности относятся игры «Собери урожай» (отдельно выкладывают овощи и фрукты), «Раздели животных» (дикие и домашние).
  4. «Съедобное — несъедобное» (с мячом): взрослый кидает ребенку мяч, называя предмет. Если предмет съедобный, то мяч нужно поймать, если нет – отбить. После нескольких правильных «ответов» игроки меняются ролями.
  5. «Найди цвет» (тренировка умения находить общий признак): ребенок должен найти как можно больше предметов в комнате одного цвета. Игру можно видоизменить – найти предметы одной формы или размера.
  6. «Составь узор из геометрических фигур» (узор может быть симметричным или несимметричным).
  7. «Составь геометрическую фигуру из спичек/палочек».
  8. «Почтальон»: нужно разнести письма адресатам в зависимости от цвета, формы, размера.
  9. «Куда поместится кошка»: детям предлагают найти предметы, в которые поместится животное определенного размера.

Постепенно упражнения усложняются, дети учатся отгадывать загадки, собирать пазлы, анализировать пословицы и поговорки. При объяснении нужно уделять внимание непонятным словам, находить им объяснение, подбирать для них слова – описания. В этот период дети выполняют упражнения с математическими понятиями «больше – меньше».

Для развития логики ребят 6-7 лет (старшие дошкольники) подойдут такие задания:

  • «Найди продолжение пословицы».
  • «Подбери синоним/антоним к слову» — предварительно нужно отработать сами понятия, привести примеры, а затем уже приступать к выполнению задания.
  • «Объясни смысл поговорки/пословицы».
  • «Найди большее/меньшее число».
  • «Расположи числа в порядке убывания/возрастания».
  • «Найди лишнее».

Старший дошкольник может рассказать о прочитанном или увиденном сюжете, высказать свое мнение, сделать какие-то выводы. Работая по картинкам, дети находят ошибки в поведении прохожих, объясняют поведение героев. Подобные упражнения способствуют развитию речи и совершенствованию словесно-логического мышления.

Развитие логики у младших школьников

Для развития логического мышления в младшем школьном возрасте упражнения немного усложняют:

  1. Нужно не просто отгадать загадку, а еще указать слова, которые помогли найти ответ; более сложная вариация – сочинить загадку самому.

  2. Найти лишнее слово и объяснить свою точку зрения, лишних слов может быть несколько (например, среди слов «молоко, сыр, вода» лишним может быть вода – не является молочным продуктом, или сыр – твердый, а вода и молоко – жидкие).

  3. Отнести письма по нудному адресу (номер дома представлен в виде примера, а название улицы зашифровано).

Младшие школьники постепенно начинают оперировать понятиями, которые не могут воспринять с помощью органов чувств: они отражают суть предмета и выражаются специальным символом или словом (например, периметр). У многих возникают трудности в усвоении учебного материала, который невозможно ощутить каким-либо образом.

Лучше освоить программу поможет абстрактно-логическое мышление, активно развивающееся на прочной основе из наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического типов мышления.

Определить, насколько активно оно развивается, можно по следующим признакам:

  • Школьник умеет делать выводы, анализировать значимые внутренние свойства предмета, а не его внешние характеристики.
  • Мысленно решает задачи без наглядного их представления.
  • Рассуждения становятся логически верными, постепенно учится анализировать информацию, синтезировать и обобщать ее.

Положительно характеризуют качество мыслительных процессов скорость нахождения необходимого пути решения, способность находить несколько вариантов решения и умение понять смысл задания и выявить взаимосвязи между всеми компонентами задачи.

Поделитесь с друзьями:

Источник: http://baragozik.ru/4-6-let/kakie-zanyatiya-pozvolyayut-detyam-razvivat-logicheskie-myshlenie.html

Как развить у ребенка логическое мышление?

Как развивать логическое мышление у ребенка?

По мнению психологов, уровень интеллекта ребенка на 70% зависит от наследственности. К чему это? Во-первых, вы как родитель, можете прикинуть стартовые данные вашего чада.

Во-вторых, помните, что вы можете помочь ребенку повысить его способности еще как минимум на 30%.

В-третьих, с базовым уровнем интеллекта ребенка можно и нужно регулярно работать – прививать ему привычку размышлять логически.

Мотивация для родителей

Как развить у ребенка логическое мышление? Надо с ним заниматься. Немного: хотя бы по 10-20 минут в сутки, но ежедневно и на протяжении длительного периода. Зачем?

  1. Способность проводить анализ убережет его от опасных для его жизни действий.
  2. Решение задач, отгадывание загадок, выполнение различных заданий на логику – это помимо основной цели еще и просто интересное полезное занятие, которое занимают детский досуг и отлично отвлекает ребенка от чрезмерной праздной скуки (капризов, переедания, мелких пакостей, баловства).
  3. Мало кто связывает понятия логики и интуиции. На деле же последняя является не чем иным, как отработанным до автоматизма навыком мыслить логически. Человек не всегда сознательно фиксирует окружающие факторы (нервное поведение окружающих, маневры людей или машин), но их отмечает его подсознание. И в нужный момент у тех, о ком говорят «с хорошей интуицией» эти упущенные из внимания, но «записанные» в подсознании моменты формируются в решение «туда не ходить, это не брать». Логическое мышление позволяет развить способность действовать интуитивно правильно при принятии решений даже в самых непростых жизненных ситуациях.

Семейные занятия: прививаем ребенку любовь к логическим задачкам

Если родители, крестные, тети и дяди, бабушки или дедушки найдут для себя ответ, как развить логику ребенку в 6 лет, они заранее решат другую серьезную проблему – низкая успеваемость в первых классах. Все мы помним, как тяжело даются первые уроки после детского сада, где нагрузка была минимальной.

Дети с развитым мышлением быстрее воспринимают информацию, лучшее ее запоминают, учатся легко и с удовольствием. Какой взрослый не пожелает своему продолжению такой «участи»?

Плюс еще и в том, что сама «работа» по подготовке дошкольника к первому классу (создание базы, на которую легко «ляжет» школьная программа) не является педагогической. Это должна быть игра. Варианты:

  • семейные партии в шахматы, шашки, нарды, настольные игры;
  • тренинг для мозга – обучение ассоциативной памяти, построение логических цепочек, всевозможные игры в «Чепуху», «Крокодила», «Города»;
  • задачи и загадки на логику для детей – вот отличная подборка.

Родителям стоит понимать: хороши все методы, но эффективнее всего работает их комплекс. Шахматы и ребусы – это первый уровень, развитие последовательного мышления и базовых навыков логического мышления. Такие игры всем хороши, кроме одного: они не учат ребенка мыслить абстрактно (в уме, используя воображение). А последний способ мышления самый эффективный для развития интеллекта.

Решение логических задач

Построение логических цепочек на абстрактное мышление работает хорошо, но это только разминка для мозга. Она нужна и важна, но основной эффект дают все-таки полноценные занятия с разнообразными задачами.

Для многих взрослых логические задачи уже стали настоящим хобби. Того же результата можно добиться и с ребенком, если подобрать для него задания нужного уровня сложности. Ключевые правила занятий:

  • постепенное наращивание уровня: как только замечаете, что ребенок легко решает конкретный тип задач, – усложняйте;
  • совместная работа: можно по книгам для детей, но удобнее заниматься в интернете. Есть специальные сайты, на которых упражнения и задачи уже сгруппированы по возрастным группам и уровню сложности. Для этой цели отлично подойдет специализированный ресурс для развития логического мышления у детей начиная с 6-7 лет logic.com.

Можно ли научить детей в шесть лет решать логические задачки самостоятельно?

Здесь надо искать мотивацию и для ребенка, и для родителя. Надо подготовиться к тому, что у многих детей в первые 5-7 «заходов» ответ маме или папе на очередную задачку будет неизменным «не знаю, не умею или не хочу». Ответ на вопрос, как научить ребенка решать логические задачи, всегда индивидуален.

Для большинства родителей более правильным решением будут совместные занятия по разработанным специалистами методикам.

Чтобы увлечь ребенка, вполне хорошим вариантом может быть решение логических задач онлайн: набирают популярность сайты с авторскими задачами на развитие логического мышления, адаптированные под определенный возраст ребенка.

Если ребенок не заинтересовался выбранным вами вариантом, помните, что с детками дошкольного возраста хорошо работает перефразировка. Если заменить действующие лица в задачке известными ребенку персонажами, ее решение становится интереснее, а иногда и веселее.

Небольшая теоретическая база не помешает. Существует классификация методов решения логических задачек (рассуждения, метод бильярдной доски, таблица и прочие) – освойте их, чтобы показать ребенку возможные алгоритмы размышлений.

Когда приступать к занятиям по развитию логики у дошкольников?

Детская психология утверждает, что 6-7 лет у детей – это пик развития мышления. Потому заниматься с детками стоит начинать именно в дошкольном или раннем школьном возрасте.

Чем раньше начать, тем выше шанс, что логические задачи и загадки станут для ребенка любимым увлечением и помогут ему определиться будующей профессией или интересными для него направлениями развития и росто. Здесь уместна аналогия со спортом. В 3-5 лет будущие чемпионы одинаковые – худощавые, неумелые, неуклюжие. Но уже через 1-2 года тренировок их действия становятся отточенными, а мышцы наливаются силой.

То же и с мозгом, и интеллектуальными способностями. Не зря, например, в школьную программу включены летние задания по литературе. Это нужно не только для того, чтобы не потерять накопленные знания и умения и расширить кругозор.

Интеллект, а особенно растущий потенциал маленького гения, можно развивать только через постоянные нагрузки, хотя бы еженедельные, а еще лучше – ежедневно поддерживать себя в тонусе.

Не упускайте то время, когда ваш сын или дочь еще ребенок, дошкольник или ученик начальных классов. Проводите время вместе, весело и с пользой.

Источник: https://www.znaikak.ru/kakrazvityrebenkalogicheskoemishlenie.html

Дети видят – дети повторяют

Итак, вы хотите, чтобы ваш ребенок научился думать. Первое, что вы должны усвоить – нельзя научить тому, чего не умеешь сам.

Нужно сосредоточить основное внимание на том, чтобы научиться мыслить логически самим, а логика и трезвость мысли должны стать обычным, естественным явлением в вашей семье. Но даже если ими будет владеть только один родитель, это уже хорошо.

Однако лучше, чтобы логично мыслить умела вся семья. При таких обстоятельствах ребенка не нужно будет специально обучать – он просто будет смотреть и повторять.

Дело в том, что преемственность в семье является основным фактором, определяющим направление развития человека. Так, например, в пьющей семье ребенок вырастет пьяницей, в курящей – курильщиком. В семье инженеров дети, скорее всего, станут инженерами, в семье рабочих – рабочими.

Когда вы овладеете логикой – этим замечательным инструментом познания мира, и ваш ребенок интуитивно скопирует ваш навык трезво рассуждать, вы сможете развивать его мастерство посредством диалогов и споров.

При этом заметьте, что спор – это не ссора, и даже не то, как ведут себя депутаты на дебатах.

Нормальный спор двух цивилизованных людей – это не конфликт, а процесс общения, в котором люди помогают друг другу познать истину.

Смотрите видео о примере развития логического мышления у детей.

Обучение логике “с нуля”

Существует большое количество различных учебных пособий и развивающих игр для детей. Всех их можно условно разделить на 3 группы:

  1. Игры-классификации, в которых ребенку предстоит находить в изображениях разных предметов что-то общее и группировать их. Хотя непосредственно к логике это имеет лишь косвенное отношение, логическое мышление такие картинки тоже тренируют.
  2. Игры-задачи. Их еще называют головоломками, и в них нужно найти решение задачи путем перебора вариантов. Самый распространенный вариант такой игры – лабиринт, часто изображаемый на пачках от хлопьев и какао, мозаики тоже сюда относятся, а также различные конструкторы игрушки с детальками.
  3. Чтобы развить логическое мышление, картинки для детей можно делать самостоятельно. Это даже лучше, так как вы выбираете тему сами, а еще можно совместить две направленности –  классификацию с головоломками. Типичный пример – суметь проклассифицировать животных, а затем собрать из них пищевую пирамиду. Затем можно постепенно переходить к пирамидам социальным и так далее.

Как развивать логическое мышление у подростка

Основным способом совершенствования искусства мыслить является решение всё более сложных составных задач. Это может быть что угодно – от простой классификации видов, до раскрытия различных секретов и того, что утаивается кем-либо, например, государством. Итак, главных развивающих методов  для подростка всего три, это:

  1. Спор. Спорить можно о чем угодно, но особо интересно рассуждать о принципиально недоказуемых вопросах, например, есть ли бог, в чем смысл жизни, живем ли мы в матрице и т.д. При этом главное здесь не срываться, если вы начинаете чувствовать злость, значит вы потеряли цель игры и стремитесь навязать ребенку свою точку зрения, а это неправильно. Даже если истина за вами, он должен в споре прийти к ней сам, если это произойдет, значит вы всё сделали правильно.
  2. Возложение на подростка решения жизненных задач. Ничто не развивает так, как самостоятельное преодоление трудностей, особенно, если они сопряжены с мыслительной работой. Например, можно задать сыну такую задачу: “Не хочешь идти в армию – найди способ”, “Хочешь красивую девушку – подумай как” и т.д. Главное постоянно отслеживать его движение и стараться направлять, если он пошел не по тому пути.
  3. Создание учебных ситуаций посредством хитрости.  Здесь можно искусственно ставить подростка в такие условия, в которых ему придется думать, а развивать этим способом можно логическое мышление любого вида.

Теперь обратимся к науке и поговорим о логике с позиции философии.

Читайте о том, что такое креативное мышление.
А также о поведении за столом и этикете для детей.

Логическое мышление и его формы

Что представляет собой логическое мышление? С точки зрения науки – это единственно возможный способ рассуждать, основанный на фундаментальных законах или принципах логики, сформулированных Аристотелем. Между тем психология не дает логическому мышлению четкого определения, поскольку его просто нет. Ведь в широком смысле оно представляет собой просто умение размышлять.

В зависимости от целей мыслительной деятельности выделяют 3 её формы:

  1. Суждение – это когда мы определяем для себя свойства того или иного объекта, например, думаем: “Эта машина красная”.
  2. Понятие – когда мы продумываем название объекта, например, видя дерево, продумываем слово “дерево”.
  3. Умозаключение, когда мы пытаемся ответить себе на какой-либо вопрос.

Куда пропадает логика младенцев?

Поскольку логическое мышление является единственно правильным способом думать, а с позиции науки все остальные вообще являются заблуждениями, ясно, что логика присуща человеку изначально, как некое его свойство, заложенное самой природой.

Когда дети находятся в промежутке между обретением дара речи и воспитанием (уже умеют говорить, но еще не воспитаны), все их действия и поступки логичны, потому что они естественны.

Однако мы считаем, что дети глупы, потому что нам их мотивы непонятны. 

Когда родители, не владеющие логикой, начинают процесс воспитания, естественный способ мышления утрачивается, и на его место приходят стереотипы и установки.

Вот почему логическое мышление детей дошкольного возраста, даже не обученных специально, зачастую превосходит умение рассуждать некоторых взрослых людей, так как дети руководствуются не программами, заложенными извне, а естественностью. 

Источник: https://www.rutvet.ru/kak-razvit-u-rebenka-logicheskoe-myshlenie-10012.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.